«The nightmare world of a virgin’s dreams becomes the screen’s shocking reality!»
До конца марта в кинотеатрах «Победа» и «Центр Видео» проходит ретроспектива ранних фильмов Романа Полански. В программе представлены фильмы «Короткий метр», «Нож в воде», «Тупик» и «Отвращение».
Речь пойдет о последнем из них. Триллер «Отвращение» стал первой англоязычной работой Полански и завоевал две премии на Берлинском международном кинофестивале в 1965 году.
Сюжет написан самим режиссером в соавторстве с Жераром Брахом. Главная героиня Кэрол (Катрин Денев) – красивая особа с прогрессирующим маниакально-депрессивным психозом. Живет с сестрой и работает в салоне красоты. Испытывает отвращение ко всему плотскому вообще и к мужчинам в частности. Она ненавидит любовника сестры, который каждое утро оставляет свою бритву в ее стакане для полоскания. Она вяло отбивается от ухаживаний влюбленного в нее молодого человека. Но – только до момента, когда тот пытается ее поцеловать. Реакция Кэрол рефлекторна. Она остервенело вытирает губы и чистит зубы после поцелуя. Важно знать, как ухаживать за зубами. Именно эта сцена становится первой ласточкой ее сумасшествия.
Если в начале фильма можно только смутно догадываться о том, что мучает девушку, то после отъезда сестры ее инстинктивые страхи берут верх. Она остается одна в квартире, где трескаются стены, слышатся шаги за дверью, из стен вырастают руки и где ее каждую ночь насилует любовник сестры. Естественно, это только галлюцинации, которые Кэрол путает с реальностью.
Девушке ох как несладко, а тут еще и навязчивый ухажер надумал признаться в любви. Она сначала испуганно слушает эти излияния, а потом прикладывается канделябром к его затылку. А потом еще раз. И еще. Все это без тени эмоций на лице.
Следующей жертвой стал домовладелец, который пришел за деньгами. Увидев красивые коленки Кэрол, он совсем потерял голову, за что и был исполосован бритвой.
Картина оканчивается истерикой приехавшей из отпуска сестры. Младшая сестра в полубессознательном состоянии под кроватью, а в ванной и в зале лежит по одному трупу – было отчего занервничать.
Упоминая режиссуру, можно только восхититься молодым Полански, который так рельефно показал прогрессирующий аутизм главной героини. Зрители смотрят не на нее, а из нее. Окружающий мир показан глазами больного человека во всем своем несовершенстве и постоянстве. А сцены ее безумия, на мой взгляд, просто шедевральны: плавающая камера и ни звука, только тиканье часов, или крупные планы и скребущая музыка Кшиштофа Комеды.
В этой работе Полански показал себя как непревзойденный мастер деталей, намеков и символов. Главная героиня мучительно переживает несоответствие своего и окружающего мира. Ее превращает в сомнамбулу трещина на асфальте, морщины на лицах престарелых клиенток, освежеванный кролик. Она глубоко переживает несовершенство всего окружающего и одновременно проявляет полное равнодушие к самой себе. Все это плюс неадекватное восприятие своей сексуальности (все как надо, все по Фрейду) превращают девушку «не от мира сего» в классическую сумасшедшую из учебников по психоанализу.
Такая вот история одного безумия.
Классно, конечно, но блин.
Нужно писать большими буквами «СПОЙЛЕР» или же юзать тэг «скрытый текст».