«Записки сумасшедшего музыканта» — спектакль о том, как чиновник может стать испанским королём

PIC_0093

«Ах, ma chere, если бы ты знала, какой это урод. Совершенная черепаха в мешке… Фамилия его престранная. Он всегда сидит и чинит перья. Волоса на голове его очень похожи на сено. Папа’ всегда посылает его вместо слуги,» — так пишет болонка в письме своей подруге о Поприщине — главном герое «Записок сумасшедшего музыканта».
.

Не удивляйтесь, общительная собака — это не самое странное в спектакле. Рассказывали и о том, как и где купить йоркширского терьера. PIC_0053На лицах актёров клоунский грим, на экране за сценой появляется то парочка носорогов, то раздутый бодибилдер. По сцене разгуливают серые люди с корзинами на колёсиках. Режиссёр Наталья Башева определяет жанр спектакля как социальная клоунада. «Конечно, в первую очередь, это эпатаж, — расказывает она. — Но ведь часто через смех только больнее осознаёшь всю горечь реальности. А, вообще, посмотрите вокруг, на то, что происходит на улицах, на предприятиях, в тех же институтах — ведь всё это невыносимо смешно. Люди куда-то спешат, что-то требуют, суетятся, пытаются себя обмануть. А тех, кто пытается жить не так, называют сумасшедшими. Такой вот грустный смех.»

PIC_0071Кто в спектакле сумасшедший, оределить довольно сложно. Просто потому, что нормальных на сцене попросту нет. Замученная студентка, которая боится всего, городской ангел-хранитель с серыми крыльями из газет и мусорных мешков, мать главного героя, которая всё время ходит с металлической раковиной… Сам же Поприщин то спит на сцене, то грезит наяву, то оказывается в кресле зрителя. «Иногда люди даже начинают общаться со мной, делится Николай Леончик, исполнитель роли Поприщина. — Я говорю по тексту: «Чиновник, сидит и пописывает», — а мне отвечают: «И у нас такие есть!» — Значит, близка тема людям!»

PIC_0033Сюжет довольно типичен и узнаваем: главный герой, обычный чиновник, благоговеет перед своим начальником, ненавидит его, тайком играет на скрипке и мечтает прославиться. С одной поправкой: в основе сценария повесть Гоголя, написанная два столетия назад. «Казалось бы, девятнадцый век для нас Тмутаракань со всеми тогдашними чиновниками, титулярными советниками, перьями и каретами. — рассказывает Наталья Башева. — Я ещё в школе, когда проходили «Записки сумасшедшего», заметила, что материал замечательный. Но когда случайно (а может и нет?) мы попробовали перенести повесть на современную среду, оказалось, что за два столетия ничего не поменялось: такие же маленькие серенькие человечки бегут с портфельчиками по улице, та же никому не нужная суета.»

«История маленького человека», как пьесу окрестили критики развивается довольно стремительно. Поприщин влюбляется в дочь своего директора («От неё так и пахнет
PIC_0083 восхитительным духом начальствования»), её хотят выдать замуж за кого-нибудь чином повыше и Поприщин становится… испанским королём. А его подданные носят врачебные халаты и льют ему на голову холодную воду. «Поприщин не сумасшедший, он такой же, как любой из нас, — считает исполнитель главной роли Николай Леончик. — Вот я, к примеру, стою как-то в очереди, думаю о роли, начинаю проговаривать текст, а мне женщина рядом: можно потише? Но ведь я же не сумасшедший.» Не считает героя безумным и режиссёр спектакля. «А где эта грань между нормальностью и безумием? — спрашивет она. — Кто сумасшедший? Не мы ли? Живём на компромиссах, постоянно делаем не то, что хотим, забываем свои мечты».

PIC_0035А себя в спектакле узнать действительно просто, детали поражают своей правдоподобностью: это и однообразные мысли Поприщина по дороге на службу, и ночные кошмары, которые разбегаются со звоном будильника, и конторские работники, напоминающие конвейер, и серые люди в марлевых повязках, которые оказались осбенно актуальны (актёры боялись, шутят они после спектакля, что зрители набросятся на них и сорвут дефицитные маски). «Всё поставлено прямо по современной жизни, — считает «директор департамента» Владимир Иванов. — Представьте, как во время репетиции Поприщин произносит текст и тут захосит настоящий чиновник и говорит те же слова, что написаны в сценарии. Мы каждый день слышали текст Гоголя из уст живых людей.»

Спектакль можно назвать прививкой против равнодушия к обычному человеку. Наталья Башева
PIC_0072 рассказывает: «Вот, бывает, идёшь в толпе или стоишь в метро, кто-то кашляет, кто-то прячет глаза — вокруг маленькие человечки. А ведь по сути каждый из этих человечков — личность, индивидуум, у него тоже есть мама, он тоже о чём-то мечтал, к чему-то стремился. Но в большом городе он никому не нужен. И ведь таких историй много.»

PIC_0068Пьеса состоит из двух актов. «Многим этого кажется недостаточно, — считает Владимир Иванов, — они приходят во второй и в третий раз. Непросто сразу понять всё, что намешано в спектакле. Зачастую люди не просто смотрят, они будто проживают третий акт в своей жизни.»
Так что будьте осторожны, может сейчас рядом с вами не обычный прохожий, может, он разыгрывает «третий акт» собственной социальной клоунады.

Спонсоры поста:

Если нужна разработка сайтов — лучше обратиться к профессионалам. Ведь зачастую «дизайн решает всё».

В эти дни в Киеве проходит MediaCamp Kyiv 2009. Жить баркемперу лучше в отели в Киеве. В гостинице вы имеете больше шансов не заболеть гриппом, нежели на съемной квартире.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«Записки сумасшедшего музыканта» — спектакль о том, как чиновник может стать испанским королём: 1 комментарий

  • 07.11.2009 в 21:39
    Permalink

    Спасибо! Супер! Только фотографиями немного перегружен материал.

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *