Миа Грёндаль (Mia Gröndahl) выступила в Институте журналистики БГУ с лекцией на тему «Современная европейская фотожурналистика» и поделилась своим опытом с будущими журналистами.
Миа — профессиональный фотограф и журналист, она побывала в таких местах, как Каир во время протеста, Сектор Газа и Афганистан. Работает в шведской прессе, ведёт хронику на радио, но основное внимание уделяет своей фирме, которая занимается изданием фотоальбомов и проведением фотовыставок. Кстати, скоро у неё выходит книга с фотографиями с площади Тахрир.
Все эти фотографии она показала студентам журфака 29 марта. Восемнадцать дней шведская фотожурналистка провела в Каире и собрала внушительный материал. Миа Грёндаль рассказывает:
«За время работы в Каире я помолодела на восемьдесят лет! Правда, первую неделю протестов я пропустила. Она была самой сложной в развитии событий. Гибли люди, не было связи — был отключен Интернет и мобильная связь. Многих моих коллег избили и конфисковали их оборудование. А подвергались журналисты насилию потому, что по телевидению передавали, что люди с фото- и видеоаппаратурой — иностранные шпионы. А еще говорили, что протестующий народ на площади — люди, которых подкупили США, и они питаются в местной бургеровской забегаловке. Что, конечно, было не так».
«И вот я отправилась на площадь Тахрир. Прошла двадцать пропускных пунктов и на последнем у меня украли фотоаппарат. Я была напугана, старалась на мобильник фотографировать, хотя и понимала, что так качественные фото не получатся. И я говорю себе, успокойся, это твоё самое суровое испытание и ты должна его пройти. Я начала исследовать площадь, что и кто там был. Образно говоря, позволила площади идти ко мне, а не самой вторгаться в неё».
«И тут я совершенно случайно встретила свою коллегу с шведского радио, Сесилию. И я ей предложила: «Давай я сниму твоим фотоаппаратом, а потом некоторые из моих снимков ты сможешь опубликовать у себя. В моей фотогалерее с Каира есть фотографии, сделанные именно этой камерой. На следующий день я взяла уже свой, второй фотоаппарат, Nikon и он у меня сломался. После этого я купила себе Canon G11 и делала снимки уже им. Я старалась уловить те моменты, которые создали бы многообразие всех людей».
«Чтобы работать в такой обстановке, нужна смелость. Необходимо избавиться от страха встречи и столкновений с другими людьми. Если боишься, хороших фото не получится. Нужно забыть про стереотипы и фобии, стать чистым, обнуленным. Многие фотожурналисты скрываются за своими объективами, и поэтому между ними и героями не возникает связи».
«Мой принцип в фотожурналистике — никогда не сдаваться. Но принципов не должно быть много, а если такое происходит, то это самое время, чтобы игнорировать их. Когда изучишь все правила в фотографии, можно их нарушать. Правильные фото — скучные».
Миа Грёндаль также рассказала и о трендах европейской фотожурналистики: «Фотография ставится во главе. Вы вот можете вспомнить сходу картинку какого-либо видео? В этом плане фото откладывается в голове намного лучше. Это доказывают последние исследования в области медиарынка. А также они прогнозируют, что традиционная пресса исчезнет или останется только журнальная периодика лет через десять».
Напоследок шведская фотожурналистка показала студентам и прокомментировала работы таких известных фотографов, как Lewis Hine, Roger Fenton, Mathew Brady, Jacob, Margaret Bourke-White, Henri Cartier-Bresson, Eugene Smith, Dorothea Lange, James Nachtwey и Robert Capa.
С этой фотографией Роберта Капа, сделанной во время высадки союзников в Нормандии, существует одно заблуждение. Якобы снимок не резкий, потому что фотограф в этот момент поскользнулся и падал в воду. Миа Грёндэль рассказывает, что на самом деле эта легенда была выдумана журналом Life, чтобы защитить своего сотрудника от обвинений в непрофессионализме. Ведь фото размыто именно из-за того, что при проявке плёнки работник этого журнала допустил оплошность. Вот так.
Анекдот с площади Тахрир от Мии Грёндаль: «Через неделю после протестов советник главы Египта говорит Хосни Мубараку — Президент, вам нужно написать прощальное письмо для народа. На что Мубарак ему отвечает — А что, народ куда-то уходит?»
Максим ЧЕРНЯВСКИЙ,
фото Анастасии ЖИЛЬЦОВОЙ, http://bigpicture.by/
понрав добавка в виде анекдота. свежачок.)
жалко, что я не осталась.
1) Margaret Bourke-White
2) Со снимком в Нормандии нужно было подчеркнуть, что редакция придумала историю с падением в воду, чтобы защитить своего сотрудника от обвинений в непрофессионализме — вот в чем загвоздка.
3) Мия очень веселая и просто обворожительная))) Она отлично чувствует аудиторию и улавливает настроение. Было бы здорово еще с ней встретиться)
Спасибо, Любитель аттракционов! Всё учел и исправил. Еще раз благодарю.