Известный журналист Дэвид Олаф Исакссон посетил Институт журналистики БГУ

Медиа

Сегодня в аудитории 414 Института журналистики БГУ состоялась открытая лекция известного шведского журналиста Давида Исакссона (David Olov Isaksson) на тему «Как избежать шаблонов при освещении событий в других странах».

Один из примеров я приводил из шведской жизни. Ведь в Швеции любой желающий может взять и посмотреть документы главнокомандующего королевства. И это, кстати, именно то, что выпало первым в моей судьбе журналиста. Мне было тогда примерно двадцать лет. В этом возрасте я поступил нехарактерно для юноши моего возраста — не пошёл в армию как все. Мне удалось попасть в одну из шведских газет, которая занималась контролем за действиями министерства обороны и вооружённых сил страны. И как вы думаете, кто являлся учредителем данного независимого издания, который контролировал действия министерства? Министерство обороны само и финансировало орган, который и следил за деятельностью его самого. Вам может показаться это странным, но это и есть так на самом деле.

  Под международной журналистикой мы понимаем освещение каких-то событий, военных действий, критических ситуаций в разных точках мира. Это касается и меня, ведь я с младых лет находился в различных горячих точках мира. Я вам приведу пример, как нельзя делать. Это был 1972 или 1973 год, Никарагуа. Тогда я был совершенно молодым, ещё фрилансером (внештатный работник — прим.). У меня не было денег и я не мог взять на прокат автомобиль и я подсел и меня подвезли эти товарищи. И как вы понимаете, так делать нельзя. Но именно в этом и отражена сложность нашей профессии: ты остаешься независимым.

Особенно сложно журналистам, которые находятся в горячих точках и ведут от туда репортажи, например, вы же следили  за тем, как рассказывали и рассказывают сейчас о войне в том же Афганистане.  Как ты можешь оставаться спокойный, когда ты одет в ту же форму, что и солдаты и ты подвержен той же самой опасности, что и они. И когда в тебя стреляют, приняв за противника, а не журналиста… Эту тему я буду развивать и дальше в нашей лекции.

И вот с этого времени (80-х годов) я стал много путешествовать. При этом я освещаю события, рассказываю о жизни общества и моей путеводной звездой является желание повествовать о чем-то необычном, удивительном. В основном хочется писать о том, чего не прочесть в обычных, традиционных средствах массовой информации. Потому что хорошие новости в основном, это повторение тех новостей, которые были записаны кем-то ранее.

В Беларуси я впервые и в интернете я искал хоть какую информацию о вашей стране. Впринципе то,что я нашёл, это та информация, которая повторяла одна другую. Но я хотел найти то, чем все-таки отличается ваша страна Беларусь от остальных. И теперь я здесь в Минске.

На подиум меня не пустили

 В Швеции если бы я сказал, что в Минске проходит «Неделя высокой моды» мне бы никто не поверил. На подиум меня никто не пустили, поэтому, вот 🙂 За всю свою жизнь я посетил около ста стран. И я обычно задаю такой вопрос: «Какова твоя цель в жизни?» И люди в основном отвечают: семья, здоровые дети… А я обычно говорю полушутя, что у меня одна цель — посетить все страны мира до того момента, когда я уйду в мир иной. Я не знаю удастся мне это или нет. Помимо непосредственно самой работы журналиста я работаю над своим личным проектом. Речь идет о посещении 50  стран за один год. Именно само посещение не является самоцелью, мне они интересны изнутри.  Я задаю людям один единственный вопрос: «Счастливы ли они или нет?» Но вы знаете, что в этом вопросе есть какая-то серьезная подоплека. Ведь журналист передает информацию такой какая она есть. В большинстве своём это негатив. Главными информационными поводами становятся различные чрезвычайные происшествия. Различные наводнения, землятресения… Но потом возникает проблема из-за перебора такого рода информации. Часто бывает так, что вокруг какой-то одной страны журналистами создается сплошной негатив.  Вот именно тогда, когда доходит до крайней точки, следует изменить стратегию освещения событий в этой стране.

И следующей задачей журналиста становится поиск вдохновения, которое должно помочь раскрыть страну с другой стороны. Вот вы думаете откуда я черпаю вдохновение? Вот приезжая в Нью-Йорк там так много всего можно увидеть или в том же Стокгольме. Но этого тоже будет маловато для вдохновения. Кто из вас знает писателя Ришарда Капущинского? (в зале поднялась одна рука)  Не много. Это не ваша вина. Мы были сегодня в вашей библиотеке и там тоже не знают этого писателя. Вы знаете, что знания иностранцев о Беларуси в первую очередь связаны с именами Марка Шагала и Ришарда Капущинского. Правда, Ришарда воспринимают как поляка, ведь фамилия у него польская. Капущински скончался около 4 лет назад. В журналистском сообществе он считается человеком, который видоизменил и улучшил формы репортажа. Он работал в 50-60-х годах в одном польском агентстве. И он много-много лет был единственным корреспондентом этого издания за рубежом.  Он начинал свою профессиональную деятельность, когда ещё не было мобильных телефонов, интернета, был только телевизор. Что касается его деятельности в качестве новостного репортера, то он ничем абсолютно не отличался от других — также, как и все передавал новости. Но когда он возвращался домой, он писал книги, книги о репортаже.  Где он уже глубоко рассматривал страну в которой ему довелось работать, разные случаи, рассказывал о людях с которыми ему приходилось встречаться. В книге он рассказывал о буднях, о жизни этих стран, этих людей, о том, что обычный читатель газеты не видел в тексте простого репортажа. Любопытство, драйв  Капущинского был заразителен. Он мог часами сидеть в маленькой деревушке и просто общаться с каким-нибудь продавцом овощей, а в это время вокруг него просиходили какие-то события. И вот интересно сравнить ту информацию, которую он передавал через новостные агентства, которую никто не читал с его книгами, которые пользовались популярностью. Благодаря ему международная журналистика стала литературой.

 Оригинальная майка. Она отражает какую-то самоиронию. Это своеобразный взгляд на Беларусь из других стран (не нашли на карте). Даже если спросить какого-нибудь шведа какая страна ему ближе — Беларусь или Таиланд — то я думаю, что многие бы ответили Таиланд. Не потому, что они такие противные, а потому что у них есть некая связь с этой страной. Причина проста: многие шведы ездят в отпуск в Таиланд. На сегодня в Стокгольме таиландская еда такая же доступная, как и таиландская. Тоже самое касается и таиландцев, которые сегодня проживают в Швеции. И это показывает, что понятие расстояния не так важно.  Расстояние обозначается другими понятиями, например, культурой и традициями. Даже если сравнить Швецию и Беларусь, то очень много существует вещей, которые есть и у нас, и у вас. К примеру, отвратительная погода весь год, мы питаемся примерно одинаково и злоупотребляем водкой. На самом деле, у Швеции и Беларуси намного больше общего, чем кажется на первый взгляд. И мне кажется, что большие различия между странами создаются самими журналистами. Ничто ни вечно под луной, мир меняется. И самые главные изменения в нашей жизни происходят именно в журналистике.

Журналист должен быть любопытным.  Когда ты видишь что-то, то тебе интересно в этом разобраться, понять, выяснять какие-то факты. Иначе работа становится какой-то обыденной, насыщенной шаблонами. А когда мы включаем своё любопытство, то мы можем показать себя или других с каких-то необычных ракурсов.

Сложность профессии заключается в том, что тебе нужно не просто сказать, передать картинку, что вот живут люди так-то так-то. Вместо констатации фактов тебе нужно найти какую-то информацию через их рассказы, что-то такое, чтобы показать читателю нечто необычное, неожиданное, разрушить существующие стереотипы. И если у вас есть умение выслушать, то результат вашей деятельности будет впечатляющим.

 Каюсь, я раньше сам часто ошибался при освещении событий каких-то стран. Я часто записываюсь на приемы к премьер-министрам, президентам. При этом я трачу огромное количество своего драгоценного времени, чтобы предварительно рассказать о вопросах, которые я хочу затронуть в своем интервью. А потом я должен сидеть и ждать, и ждать, и ждать… Как правило ответы на вопросы не дадут ничего нового о восприятии этой страны. Никаких секретов деятели не выдают, ничего интересного не рассказывают. И тогда я думаю, что надо менять тактику. Так, как это сделал Ришард Капущински. Когда он хотел рассказать о деятельности главы государства он, например, входил в контакт с человеком, который чистил обувь президенту, находил нянечку его и так далее. То есть находил людей, которые шли по жизни с главой государства и которые просто не могут соврать о его жизни. И вот через это он создавал новые истории, который были абсолютно истинны.

Какой заголовок можно придумать к новости с данным фото?

Журналисту очень важно заниматься самоанализом, спрашивать себя, почему я воспринимаю это именно так, а не иначе. Это помогает избавиться от стереотипов, мыслить без них. Если я размещу это фото в своей новости, то какой заголовок она может иметь? Например, «Кругом «прослушка».

 Ещё одной путеводной звездой международной журналистики я считаю открытие каких-то новых миров. Нужно не останавливаться на достигнутом и открывать что-то новое. Я уже говорил о любопытстве журналиста ранее. Журналисты из западных стран сталкиваются с проблемой экономии средств, когда один и тот же человек освещает события двух или более стран. Но от одного человека качественного освещения требовать просто невозможно. У журналиста-фрилансера получается больше возможностей работать в одной стране и присылать материалы в любую редакцию.

В Швеции существует проблема так называемых «писем из Нигерии». Так мы называем сообщения, которые распространяются через электронную почту с просьбой помочь бедным людям (на самом деле таковыми не являющимися). Раньше это делалось посредством обычной почты, но теперь мошенникам стало намного легче.  И вот когда я этим летом я был в Нигерии, то мне захотелось встретиться с таким вот человеком, который пишет такие письма. И вот через знакомого журналиста я познакомился с таким человеком. И он рассказал мне поэтапно, как происходит такой лохотрон. И сама по себе история эта увлекательна.

 Если какой-нибудь шведский журналист захочет приехать в какую-нибудь белорусскую деревню, то он в своей статье будет рассказывать о бедности, плохой земле, отсутствии нормального технического оснащения, в общем о проблемах. А если бы передать слово самому жителю деревни, то он покажет свою жизнь совсем по-другому.  Главное в такого рода работе избавиться от предрассудков и показывать действительность, а не руководствоваться стереотипами.

 Когда я приехал в Беларусь, я держал в своей голове какую-то информацию, в том числе и определенные стереотипы. Но пообщавшись с людьми многие из них были разрушены.

 


 



Теги:

2 комментария по теме “Известный журналист Дэвид Олаф Исакссон посетил Институт журналистики БГУ

  1. Хорошо))и действительно Давид на меня произвёл сильно впечатление))

  2. Возьму на заметку,ты умничка
    всегда тебя читаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *