Адаптация к конъюнктуре на рынке труда

Спрос на труд может определяться и стратегией нанимателя труда, где предполагается несколько вариантов развития событий.

Конъюнктура на рынке труда не всегда постоянна, что требует некоторой адаптации к ней. Возможны несколько стратегий адаптации: стратегия численной гибкости, стратегия функциональной гибкости, стратегия сегментации. При стратегии численной гибкости наниматель оперирует численностью занятых на его предприятии работников и ставками заработной платы. Если спрос на конечную продукцию падает, то он либо сокращает численность работников, либо снижает ставки заработной платы, что вызывает отток работников. И наоборот, при росте спроса на конечную продукцию он либо увеличивает численность работников, либо повышает ставки заработной платы, что вызывает приток новых работников. Недостатком этой стратегии является то, что для привлечения дополнительных работников всех их надо найти, обучить, переподготовить, включить в технологический процесс. Иначе они — новые работники — не обеспечат необходимую производительность труда.

В случае если используется стратегия функциональной гибкости, предприниматель оперирует уже нанятым контингентом и рабочим временем. Например, при падении спроса на конечную продукцию либо временно уменьшается продолжительность рабочего дня, увеличивается продолжительность отпусков, либо за счет предприятия производится переквалификация работников для других работ, используется более универсальное оборудование для повышения мобильности предприятия и его работников. Но две уже названные стратегии имеют пределы для своего применения, что связано с пределами использования инструментов.

Стратегия сегментации предполагает деление рынка труда на первичный и вторичный. Первичный рынок труда характеризуется работниками, нанимаемыми фактически на условиях пожизненного найма. Им гарантируется не только работа, но и повышение квалификации, карьерное продвижение, рост заработной платы, социальные льготы для самого работника и членов его семьи. Вторичный рынок труда отличается от первичного отсутствием гарантии занятости, низким уровнем заработной платы, слабыми шансами на продвижение, ограничениями в социальных льготах, то есть крайней нестабильностью. Критериями сегментации могут быть уровень квалификации, пол, возраст, этнический фактор и прочее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *