Как отметил День Независимости парк Горького

Культура Новости

Авторы:

Ника Волконовская

Юлия Конопелько

«Пришедших 3 июля в минский парк Горького в национальном костюме бесплатно прокатят на аттракционах», — говорилось в названии одной из публикаций информационного агенства БЕЛТА. Конечно, звучит заманчиво. Прокатиться на аттракционах “зайцем” любой не прочь.
Но мало кого интересовал вопрос, где достать национальный костюм. Кто-то пришел в майке или кепке с изображением герба и флага, кто-то – в футболке с надписью “Я люблю Беларусь”, кто-то ограничился флажками. А если все-таки вдаваться в подробности, то где и за сколько можно было достать этот легендарный белорусский национальный костюм?
Итак, что же носили наши предки в конце XIX века?  Мужчины одевались в основном в белые льняные рубахи в виде туники с длинными рукавами и низкими стоячими воротничками. В верхних рубахах рукава, воротник, а в мужских и подол украшались вышивкой, тесьмой или вязаными кружевами. Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом. Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу. Летом белорусский мужик зачастую носил брыль — шляпу из соломы с широкими полями в 4-10 см высотой примерно сантиметров в 10, а обувью для простого крестьянина служили лапти из лыка, лозы или пеньки.
Женский костюм был более разнообразен благодаря выраженной национальной специфике. Если юбки — то красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами; если фартуки – то кружевные. Женская безрукавка из ситца, бархата или парчи, на подкладке, самого разного цвета была составной частью праздничной одежды и звалась гарсетом. Впереди она застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровалась. Все это украшалось вышивкой. По виду женских головных уборов можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты, а женщины прятали волосы под чепец.
Сохранилось ли искусство носить национальные костюмы в наши дни? Сохранилось. И посетители парка Горького это подтвердили. Наиболее яркие образцы национального костюма были представлены на манекенах, рядом с которыми была выставлена на продажу более современная одежда с белорусской символикой. Например, женский костюм, включающий в себя белую блузку и синюю клетчатую юбку. Кстати, стоил он недешево (1 млн. 800 тыс. бел. руб.), но, несмотря на это, нашлись покупательницы, которые щеголяли в нем по дорогам парка.


Но не столько костюмы привлекли внимание посетителей, сколько громкая музыка при входе в парк. Певцы развлекали гостей белорусскими народными песнями, танцоры – зажигательными плясками. Для удобства посетителей рядом с небольшой сценой были установлены скамейки, где каждый желающий мог отдохнуть, наслаждаясь красочным представлением. По количеству направленных на сцену фотоаппаратов и восхищенных взглядов можно судить о том, что представление имело большой успех.


Не только плясуньями и певуньями богат парк Горького, но и многочисленными ларьками с выставленными на продажу различными товарами. Чего только там не было! И огромные деревянные карандаши с цветными стержнями, которые, к слову сказать, стоили от 10 до 25 тыс. бел. руб., что сравнительно недорого для такого товара; и сюрреалистические картины из дерева, где можно было увидеть и сказочных рыб, и аккуратные дома, и даже портрет Ефросиньи Полоцкой (стоимость, правда, была высока: от 300 до 1 млн. 200 тыс. бел. руб.); и недорогие деревянные картины с изображением природы в разные времена года (от 40 до 80 тыс. бел. руб.). Любители изобразительного искусства могли заказать шаржи (60-70 тыс. бел. руб. за одного человека) и пастельные портреты (150 тыс. бел. руб.).


А если вдруг вам повезло и вы забрели в укромный поэтический уголок, вы станете невольным слушателем прекрасных стихотворений белорусских мастеров слова, среди которых ценители лирики, конечно, узнают и Елизавету Полеес, и Михаила Познякова, и Наума Гальперовича, кто проявил себя не только в поэзии, но и в журналистике (главный директор радиостанции «Беларусь»). «Читайте белорусских поэтов!» — как напутствие потомкам прозвучали слова Михаила Познякова.


Того, кто пришел в парк Горького за развлечениями, можно было застать измеряющим силу рук или свой рост-вес (все это удовольствие обходилось в 5 000 бел. руб.). Наиболее активным взрослым предлагали ролики по цене 30 000 бел. руб. за час. Любителей мотоциклов ожидал ярко-синий красавец, фото с которым стоило от 25 до 50 тыс. бел. руб. Все попытки сфотографировать его без оплаты, увы, были пресечены.
Малышей катали на заводных машинках (3 минуты — 10 000 бел. руб.), на лошадках, запускали в надувной огромный шар на воде с гордым названием «Аквазорб» — новинка для парка Горького, баловали сладким поп-корном за 10 000 и сахарной ватой за 8 000 бел. руб., дарили воздушные шарики. В общем, быть ребенком – довольно-таки неплохо.


Как и с организацией праздника Нового года, так и с мероприятием ко Дню независимости парк Горького справился вполне успешно. И музыка, и танцы, и аттракционы – все было на высшем уровне. Минус только один: яблоку было негде упасть. Но, несмотря на огромные очереди и многолюдную толпу, было шумно и весело – а что еще нужно для полного детского счастья?


Возвращаясь к вопросу о белорусских костюмах, хотелось бы сказать, что посетителей, которые пришли в национальной одежде, вопреки прогнозам, оказалось совсем немного. Из-за высокой стоимости костюмы не пользовались большим спросом, а дома, видимо, исконно белорусские наряды есть далеко не у всех. И это не может радовать.


Победа белорусского народа над фашистами, глубокие традиции и умение идти в ногу со временем  — все соединилось в этом празднике. Провести такое мероприятие, какое состоялось в парке Горького, — хорошая идея. Что же может быть плохого в желании возродить белорусское искусство?  Побольше бы таких идей, побольше бы таких праздников!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *