Душа просит апельсина: какой сок предпочесть?

Пить или не пить — вот в чем вопрос. А если пить, то что? Чай, кофе, минеральную водку, газированный напиток? Или сок? Но его столько видов! Довольно часто в магазинах можно наблюдать такую картину. Покупатели бродят вдоль стеллажей, заставленных пакетами и бутылками с соками. Пытаются выбрать самый вкусный и полезный: «мне бы апельсинового, хотя нет, стой, я бы томатного выпила, а может…» Пик продажи соков ежегодно приходится на жаркие летние месяцы, но уже сегодня чувствуется интерес к этой витаминной продукции.

Держа бокал с соком в руке, мы часто испытываем наслаждение и умиротворение. Особенно, когда на улице душно и хочется пить. Пакет с соком в таком случае — идеальное решение. Что вы о нем думаете? «О, глоток здоровья!» или «У-у, химия»? Для многих из нас уже стали привычными «европейский» завтрак с обязательным апельсиновым соком, пакет с трубочкой в знойный день, томатный напиток к обеду. Кое-кто покупает соки лишь изредка. А некоторые предпочитают «минералку» или «газировку». Что же все-таки нужно учитывать при выборе натурального сока?

Для начала — немного статистики. Увы, для жителей Беларуси сок пока не стал традиционным напитком. Но его потребление растет. Каждый из нас выпивает в год среднем 7-8 л соков, нектаров, сокосодержащих напитков. В крупных городах этот показатель достигает 10-12 л. По статистике, больше всех в мире выпивают соков немцы (42-46 л в год на одного человека!). На втором месте находятся американцы, которые не мыслят день без стакана выпитого сока (36 л). Далее идут австрийцы, швейцарцы, канадцы, финны, шведы.

Предложение соков в Минске сегодня очень велико. В продаже есть более 30-35 марок. Многие производители выпускают по 15-20 наименований различных соков. Чаще всего соки разливаются в разноцветные картонные упаковки «тетра-пак» вместимостью 0,2, 1, 1,5, 2 литра (с пробками и без), имеющие оригинальный дизайн. Есть в продаже и трехлитровые банки с бумажными этикетками. В советские времена такие можно было купить в любом овощном магазине. Разумеется, большинство покупателей предпочитает более практичную и современную картонную упаковку.

По внешнему виду все упаковки похожи друг на друга. Но их содержимое бывает различным. Покупателю нужно четко разграничивать три основных вида: сок, нектар и сокосодержащий напиток. СОК чаще всего концентрируют путем выпаривания влаги, а затем восстанавливают (без потери своих и полезных свойств). Для приготовления сока в концентрат добавляют ровно столько воды, сколько было взято из него во время сушки. В итоге получается «стопроцентный» сок. Не допускается добавление в него консервантов, красителей, искусственных ароматизаторов.

В нектарах содержание фруктовой части, как правило, составляет от 25 до 50%. Из некоторых плодов и ягод невозможно получить «стопроцентный» сок. Это, например, персики, абрикосы, сливы, вишня, бананы, смородина. Нектар состоит из определенной доли натурального сока, воды, сахара. В сокосодержащих напитках процент «натуральности» еще ниже. Он составляет всего 10-20%. Но это должен быть действительно настоящий сок, а, скажем, не экстракт из фруктовых выжимок.

Покупая сок, внимательно читайте информацию на упаковке. Согласно ГОСТу, на ней должны указываться все используемые добавки (сахар, лимонная эссенция, красители, ароматизаторы, консерванты и др.). Строго закреплена классификация продукции на сок, нектар и сокосодержащие напитки. К сожалению, дизайнерские уловки производителей часто вводят нас у заблуждение. Например, в центре упаковки крупным шрифтом написано «100%, персиковый», а внизу, где наш взгляд обычно не останавливается, мелким шрифтом написано «нектар персиковый».

Подобные случаи происходят сплошь и рядом. Четких оснований для претензий у потребителя к производителю в данном случае нет. В итоге вместо персикового сока мы можем купить нектар с содержанием фруктовой части около 25-30% и обнаружить это лишь дома. Оформление пактов с соком и нектаром примерно одинаково. Цены отличаются не очень сильно. Но «стопроцентный» сок значительно полезнее. Так что внимательно читайте информацию на упаковке, пускай даже она напечатана мелким шрифтом.

Все соки, имеющиеся в продаже, можно разделить на несколько классов. К дешевому ценовому сегменту относятся соки «Джой», «Дар», «Садочок», «Фруктовый сад», «Юник». Они пользуются наибольшим спросом у потребителей. Современные технологии позволяют наладить выпуск качественного продукта по умеренной цене. К более дорогой продукции относятся соки J7, Rio, Sandora, «Я» и др. Последняя группа — соки высшего качества и соответствующей цены (Albi, Bravo, Rich и др.).

Крупные компании «Вимм-Билль-Данн», «Мултон», «Завод Лебедянский» выпускают более 20 видов соков и нектаров. Так что выбрать есть из чего. Наиболее популярна упаковка «тетра-пак» емкостью 1 л с крышечкой или без нее. Летом очень популярна упаковка 0,2 л благодаря возможности быстрого использования. Наиболее дорогие импортные соки разливают в бутылки емкостью 0,25-1 л оригинального дизайна. Не стоит забывать и давно знакомых нам трехлитровых банках. В них часто можно встретить такие очень полезные для здоровья соки, как голубичный  и гранатовый.

Принято читать, что самый популярный сок в Беларуси (впрочем, как и в других странах СНГ) — апельсиновый. На его долю приходится 50-60% продаже. В этом мы единодушны с американцами и европейцами. Но если на Западе на втором месте по популярности находится яблочный сок, на третьем — мультивитаминный (приготовленный из нескольких фруктов), то у нас почетное второе место занимает томатный сок, на третьем — персиковый и на четвертом — яблочный. Соки нектары из вишни, грейпфрута, ананаса, винограда, черной смородины, клубники особым спросом не пользуются.

Наряду с соками, нектарами и сокосодержащими напитками в последние годы в продаже появились морсы («Чудо-ягода», «Я» и др.). Как правило, они изготовлены на основе клюквы и брусники. Морсы заполняют нишу оригинальных напитков, отлично утоляют жажду. Спрос на эту продукцию увеличивается летом. Покупая сок, помните, что оптимальный срок его хранения не должен превышать 6-9 месяцев. По истечении года содержание витаминов в нем будет снижаться, вкус, цвет и аромат сока также изменятся не в лучшую сторону. Соки, разлитые в стеклянные банки, рекомендуется хранить в темном месте.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *