Каким должен быть вес школьного портфеля?

Пройдет совсем немного времени, и наши дети сядут за парты. В магазинах царит оживление. Нарасхват идут портфели, ранцы, рюкзаки. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, каким должен быть вес школьного портфеля вместе с его содержимым? Провожая дочку-третьеклассницу в школу, прошлой весной одна моя знакомая ради любопытства взяла безмен и взвесила ранец. После чего ужаснулась: при собственном весе ребенка в 25 кг безмен показал почти 6 кг…

Подобная ситуация, увы, типична. Перед тем, как отправить свое чадо в школу, некоторые родители просто выкладывают из портфеля или ранца часть учебников. А что поделать? Лучше получить «двойку» на уроке, чем приобрести искривление позвоночника. А что же врачи и учителя? Учитывают ли они это? Наконец, существуют ли какие-нибудь нормативы, регламентирующие вес школьных учебников? Если существуют, почему они не выполняются?..

Прокомментировать ситуацию согласились в отделении гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Как оказалось, вес школьных учебников регулируется санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и среднего образования». Этот документ был принят в 2003 г. Так, вес учебника для младших школьников не должен превышать 300 г, для учеников 4-6 классов — 400 г, 7-9 классов — 500 г, для старшеклассников — 600 г (допускается отклонение веса в большую сторону не более чем на 10%.)

Более того, для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. В частности, для младшей школы это норматив составляет не более 2,5-3 кг. На самом же деле «груз знаний» нередко в 1,5 раза превышает норму. Существует еще один простой способ вычислить максимальный вес школьного портфеля вместе с содержимым. Он не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.

К сожалению, только 35% учебников для начальной школы сегодня полностью соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к их объему и весу. Половина книг имеет превышение веса на 20% и более — он нередко составляет 520-570 г при норме 300 г. Дети сегодня учатся по книгам, выпущенным 5-10 лет назад. Тогда требования к весу были не столь строгими.

Не стоит забывать, что ребенку в школе нужна еще и сменная обувь, и спортивная форма. Добавьте к этому булочки, бутерброды и фрукты, которые заботливые родители дают детям с собой в школу. Наконец, по-разному весят и сами рюкзаки, портфели, ранцы (кстати, сами по себе они достаточно тяжелые — до 1 кг). Плюс к тому ребята нередко таскают в школу кто большой пенал, кто разнообразные подставки для книг, кто ноты и альбомы для дополнительных занятий. Какие уж тут 2,5-3 килограмма!..

Как сообщили специалисты отделения гигиены детей и подростков, особенно вредно носить вместительный ранец на одном ремне через плечо. Могут развиться искривление позвоночника, нарушение осанки. Школьные сумки иногда становятся причиной болей в области шеи, плеч и поясницы. Ношение рюкзака признано более эргономичным. Чтобы осанка не нарушалась, врачи рекомендуют, во-первых, сидеть на уроках прямо, и, во-вторых — стараться носить школьные тяжести не на одном плече, а за спиной.

Хочется верить, что учителям также небезразлично, какой тяжести портфели носят их ученики. Пока дети учатся в начальной школе и находятся все время в одном классе под присмотром одного учителя, ему проще держать этот вопрос на контроле. Когда же начинается «кабинетная» система, возникают проблемы… Что в итоге? Если среди белорусских дошкольников нарушения осанки встречаются в 1,4% случаев, среди учеников младшей школы — в 7,4%, то к восьмому классу этот показатель увеличивается до 12,5%.

Как же быть в том случае если «груз знаний» гораздо больше существующих нормативов? Можно использовать «военные хитрости». Например, ученики, сидящие за одной партой, могут носить только половину необходимых учебников. Скажем, один берет в школу книгу по геометрии, а второй — по литературе. Можно уменьшить вес портфелей и при составлении расписания. Так, предметы, связанные с языками, по которым у детей наибольшее число учебников, рекомендуется распределять по разным дням недели.

Правда, не все так просто. Практика показывает, что школы зачастую злоупотребляют «нулевыми» уроками и введенными по собственной инициативе факультативами… А интересно все-таки, имеет ли право учитель наказать школьника неудовлетворительной оценкой за отсутствие на уроке учебника? Нет. Учитель выставляет оценки только за знания. Поставить «неуд» можно за невыполненное задание. Если же у школьника отсутствует учебник или другая школьная принадлежность, педагог пишет замечание в дневник.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *