Притормозив у светофора, водитель рискует стать жертвой попрошаек

По пути на работу каждое утро я обращаю внимание на девушку в инвалидной коляске, которая просит милостыню прямо посреди дороги. Перекресток Логойского тракта и ул. Волгоградской с недавних пор стал для нее своеобразным «рабочим местом». Пока горит красный свет, инвалид подъезжает к каждой машине и протягивает руку к окошку с просьбой о подаянии.

Почти каждый третий водитель достает из кармана тысячу-другую рублей, а некоторые смотрят в сторону и стараются как можно быстрее уехать с перекрестка. Девушка тем временем останавливается на осевой линии и терпеливо ждет, пока снова загорится «красный». Подобная «картинка», скажем прямо, со стороны выглядит весьма удручающе. Престижные автомобили лишь лихо срываются с места, обдавая инвалида облаком дорожной пыли. Почему-то владельцы «Жигулей» и подержанных иномарок оказываются более щедрыми…

Подайте бедному на пропитание…

Первые «автопопрошайки» появились в белорусской столице в середине 90-х. Приходилось уже не раз видеть, как на расположенном в том же районе города перекрестке улиц Я. Коласа и Некрасова горбатый старик с протянутой рукой выклянчивает у водителей деньги. При этом отказ немощному человеку среди шоферов считается плохой приметой. Далеко не случайно во многих машинах есть иконки, а каждый христианин должен подавать нуждающимся. Приходится раскошеливаться, ведь сказанное инвалидом недоброе слово, как гласит примета, способно аукнуться аварией.

По различным подсчетам, в белорусской столице таким образом зарабатывают себе на жизнь около десяти автомобильных попрошаек. Перекрестки дорог, где «красный» горит около минуты и более, стали дня «нищих на колесах» местом паломничества. Довольно часто их можно увидеть рядом с Комаровским и Червенским рынками, в районе проспекта Машерова и в других людных местах. Пока что «автопопрошайничество» еще не стало для нас «эпидемией», а вот в других городах СНГ нищие чуть ли не ложатся под колеса.

Попрошайки орудуют в Москве

Почти все крупные московские перекрестки сегодня заняты «организованными» попрошайками. Дорожную милостыню они просят, конечно, не случайно: водители иномарок считаются людьми обеспеченными и обычно не скупятся на подаяние. По самым скромным подсчетам, каждый из автомобильных попрошаек за четыре-шесть часов работы собирает от 500 до 1000 российских рублей и более. Доход 50-100 «баксов» в день по белорусским меркам считается более чем приличным, и нашим нищим есть у кого поучиться.

По даным Московской ГИБДД, в прошлом году в российской столице было задержано аж 86 тысяч попрошаек, из которых около 5% занимались своим ремеслом на перекрестках. Привлечь к ответственности «сирых и убогих» в России и Беларуси можно разве что за нарушение правил дорожного движения. Практически у всех «храстарадников» есть паспорта, и живут они на «легальных» квартирах. Почти 70% московских «нищих на колесах» прибыли на промысел из Украины, Таджикистана, Молдовы и Азербайджана, а 85% «автопопрошаек» составляют мужчины вполне трудоспособного возраста.

Прежде всего на московских перекрестках орудуют «организованные» попрошайки, которые забирают себе 15-20% выручки. По негласной договоренности между милицией и «хозяевами» толпы нищих промышляют в основном за пределами Бульварного кольца. Довольно прибыльным местом считается перекресток у Яузских ворот, где работают «инвалиды-афганцы» или «ветераны чеченской войны». Другой участок у Рижского вокзала на Сущевском валу «оккупировали» маленькие оборванцы, которые ходят вдоль длинных рядов стоящих в заторе машин и выклянчивают деньги.

Под колесами — калека

Десятки «автопопрошаек» сегодня промышляют также в Петербурге, и каждый месяц за нарушение ПДД сотрудники тамошней автоинспекции задерживают до 15-ти нищих. Дети в рваной одежде тем временем моментально перепрыгивают от машины к машине, к автомобилям подходят «слепые»(«глухие», «немые» и проч.), инвалиды на колясках «разрезают» автомобильные потоки по осевой линии, а «неместные» особы с плачущими малышами букально лезут в салоны иномарок. Причем водители не только жалеют нищих, но и побавиваются их: разозлившись на отказ, безногий инвалид может и костылем по фаре двинуть!

Предпримчивые «дорожники», в отличие от своих «вагоно-переходных» коллег, зачастую действуют нахрапом: иногда транспорту просто не дадут сдвинуться с места, пока призыв «поможите, чем можете!» не будет удовлетворен. Порой происходят и трагические случаи. Прошлым летом один из киевских одноногих инвалидов шел по центру проезжей части с табличкой «Помогите, кто может!», нечаянно поскользнулся и попал под задние колеса проезжавшего мимо «ЗИЛа». До сих пор у многих на слуху трагедия в Одессе, когда вырвавшийся из рук матери-попрошайки трехлетний ребенок был насмерть травмирован проезжавшим автомобилем. Подобные случаи, к сожалению, участились.

По подсчетам киевских «гаишников», на дорогах украинской столицы сегодня насчитывается около 15-ти «рабочих мест» нищих, а в Алма-Ате всего за один месяц было выявлено свыше 80 фактов попрошайничества детей на дорогах. Почему же до сих пор облаченные властью люди не уберут с дорог СНГ калек, попрошаек и просто желающих «поживиться» за счет автолюбителей? По мнению многих водителей, многие нищие охотно делятся своими доходами с теми, кто призван с ними бороться. Поэтому знакомые фигуры появляются на старых «обжитых» местах вновь и вновь.

Ряженые «афганцы»

Похоже, у мальчишек, дежуривших с ведром и тряпкой у светофора, калеки и нищие перехватили приработок. Пускай стекла они не моют, но цель у них та же: раскошелить «буржуя» на колесах. До крайности ожесточенный мир натыкается на попрошаек, как на красный свет светофора. Пока что в белорусской столице не встретишь «лже-калек», а вот в других крупных городах СНГ уже вовсю орудуют «нищенствующие афганцы», «чеченские ветераны», «дагестанские беженцы» и прочие любители подзаработать на водительсом милосердии.

Почти все «автопопрошайки» искусно гримируются, выходя на работу: страшная культя, которой трясут перед шоферами, может оказаться здоровой рукой или ногой. Довольно часто граждане, занимающиеся этим неблагодарным делом, одеты в пятнистые спецназовские камуфляжи и выдают себя за воевавших в «горячих точках». После выяснения личности инвалидов оказывается, что к водителям пристают «ряженые» мошенники, потерявшие ногу или руку где-нибудь по «пьяной лавочке».

Предприимчивые аферисты в армейской форме, промышляющие на дорогах СНГ, нередко находятся на содержании у неких «добрых» людей, которые пунктуально рано утром привозят их «на работу» и оставляют на самых оживленных городских перекрестках. Поздним вечером «ряженых» ветеранов забирают на ночлежку, требуя отчет о проделанной «трудовой деятельности» и опустошая карманы от мятых купюр. Попрой у светофоров в российских городах можно встретить также «псевдомонашек», которые на самом деле таковыми не являются и собирают деньги на выпивку.

Попрошайки на дорогах Европы

Путешествуя по Европе, вы тоже можете нарваться на разного рода «автопопрошаек». Довольно часто румынские нищие пристают к водителям туристических автобусов, которые направляются из Беларуси на солнечные пляжи Болгарии. Пока «Мерседес» или «Сетра» притормаживает у светофора или попадает в «пробку» в одном из городов, несколько возникших словно из-под земли румынских калек начинают настойчиво клянчить деньги у водителя и удивленных белорусских туристов.

При этом в ход идут потрепанные гитары, примитивные погремушки и даже «ударные инструменты» из полиэтиленовых бутылок, издающие немыслимую какофонию звуков. Попрошайки неистово бьют в бубны и дергают струны, требуя с каждого проезжающего «эсэнговского» автобуса леи или «баксы». Для пущей убедительности в их руках вдруг появляется чудовищно грязная тряпка для «протирки» лобового стекла, и шоферу автобуса в этом случае приходится платить за избавление от присутствия румынских калек и их навязчивых услуг.

Просить в таких странах, как Польша, невыгодно, а вот станы Прибалтики эта «напасть» не обошла. Достаточно редко встретишь автомобильных «побирушек» и на улицах европейских столиц, хотя кое-где они все же клянчат деньги в автомобильных пробках. Подобные авантюристы, однажды проникнув в любую страну шенгенского содружества, обычно колесят по всем остальным в течение нескольких лет (благо, в цивилизованных странах границы, как таковые, отстутствуют). Причем неплохо зарабатывают «автопопрошайничеством».

Послесловие

Для многих их нас «автопопрошайки» в диковинку, и относятся водители к ним по-разному. По результатам недавнего опроса российских специалистов, 47% шоферов испытывают к нищим на дороге жалость и сострадание, 27% — стыд, 18% — раздражение, а оставшихся 8% автолюбителей уличные попрошайнки раздражают и вызывают у них отвращение. Подобноого рода «бизнес» отнюдь не украшет многие города СНГ, а «ряженые» ветераны в камуфляжной форме бросают нехорошую тень на истинных участников боевых действий.

Попрошайничество на дорогах, как видите, принимает все более уродливые формы. Пока что на столичном проспекте Скорины вы не увидите разъезжающих на колясках инвалидов с протянутой рукой, но такого рода «бизнес» в Минске уже прижился и «пустил корни». Постепенно «вагоно-переходные» нищие перебираются на проезжую часть, что сулит им еще большие доходы и создает серьезные помехи движению. Приближаются осенние холода, но промысел на столичных перекрестках идет своим чередом…

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *