Бобби Вомак явил свету жемчужину своего творчества. Альбом «The Bravest Man In The Universe» («Самый храбрый человек во Вселенной»), разнообразный и удивительно современный, завораживает своей красотой. Стараниями продюсеров Деймона Албарна и Ричарда Рассела пластинка, несмотря на актуальное звучание, получилась «первозданной», преисполненной оригинальной «вомаковской» энергетики. Горькой, мучительной, хватающей за душу — словно та сильная, натруженная и чьей-то злой волей обезображенная рука, что приютилась на обложке диска.
Момент выбран идеально. На пике популярности хаус-музыки с R&B-оттенками легендарный R&B-исполнитель излечивается от рака и выпускает один из лучших альбомов 2012 года. Вомак вернулся именно тогда, когда это было нужно. И то, как гармонично зазвучала его музыка в стилистике даунтемпо, — не просто везение, а следствие виртуозного владения синкопированием. Его измученный голос и акустические вкрапления перемешаны с ультрасовременными ритмами, и это гремучая смесь.

Альбом сочетает в себе великое множество музыкальных жанров, которые, соединившись воедино, порождают в душе слушателя драматический конфликт, пробуждающий воспоминания как о несбывшихся надеждах и пережитых огорчениях, так и о бесценных радостных мгновениях. Песня «Deep River» («Глубокая река») — пронзительный госпел. Трэк «Love Is Gonna Lift You Up» («Любовь тебя возвысит»), напротив, оптимистичный и вдохновляющий, с выразительным припевом: «Love will bring you past the pain / Love is gonna lift you up» («Любовь проведет тебя мимо боли, любовь тебя возвысит»). Это крепкий коктейль из «колючего» голоса, светомузыки эпохи диско и синкопы, который моментально согревает изнутри. Композиция «If There Wasn’t Something There» («Если бы не было причины») — эмоциональный «упрек», весомости которому добавляет «щетинистый», агрессивный ритм.
Даже самые причудливые произведения Вомака получились волнующими, «заразительными», по-своему близкими и понятными широкому слушателю. «Whatever Happened To The Times» («Что бы ни случилось в жизни») клокочет волнами темной энергии, которые, повинуясь клавишным переборам, сливаются в один мучительный «прибой». Влияние минимал-хауса здесь хорошо заметно по выразительному басу и вниманию к музыкальным интервалам. Многие песни альбома запоминаются своим чувственным «пульсирующим» звучанием. «Please Forgive My Heart» («Пожалуйста, прости мое сердце») — яркий тому пример. Вомак упивается собственным горем: «I could try/ To say I’m sorry / But that won’t be / Quite enough / To get you know / The pain that I feel / And it just won’t let up» («Я мог бы сказать, что сожалею, но этого все равно не хватит для того, чтобы ты поняла мою боль; и она все равно не пройдет»). Эти строки подкупают своей искренностью — только самый черствый слушатель может остаться равнодушным.

Композиции, созданные при участии других артистов, удались на славу. Двадцатидвухсекундная запись «Stupid Introlude» («Глупое вступление») — это вырезка из ироничной речи Гила Скотт-Герона, музыканта, прославившегося своими ораторскими выступлениями: «Парень пришел на телевидение и заявил, что видел бога. Я сразу перестал переключать каналы. Он сказал, что видел бога, и бог поручил ему собрать 8 миллионов долларов. Бог был на мели». Сразу после этого в динамики врывается разоблачительный «Stupid» («Глупец»), призывающий к ответу всех скользких, неискренних проповедников. Трэк «Stupid» совмещает в себе, пожалуй, самую современную, изысканную мелодию и один из самых злободневных текстов в альбоме.
Песня «Dayglo Reflection» («Яркое отражение») записана совместно с назойливо рекламируемой, но от того не менее талантливой Ланой Дель Рей. Тягучее, убаюкивающее звучание композиции придают партии томного фортепьяно, синтезатора и ударных. Ветеран Вомак поет спокойным, стоическим, внушительным голосом, тогда как Лана Дель Рэй выступает строго в своем репертуаре — завораживающе нудно. Ее партия, как всегда, подчеркивает повальное безразличие современного поколения ко всему и сразу. Но благодаря подключениям Вомака в этой песне Лана звучит более «живой», чем на всей ее сольной пластинке.

Среди прочих композиций альбома стоит отдельно выделить «Nothin’ Can Save Ya» («Тебе уже ничто не поможет»), исполненную совместно с певицей французско-малийского происхождения Фатуматой Диавара. Сначала Вомак обращается к слушателю с простыми, по-дружески чувственными интонациями, но затем вдруг его голос будто выворачивают наизнанку. Диавара звучит чувственно, но андрогинно, сочетая в своем пении одновременно и женские, и мужские качества. Сильно обработанный, «искривленный» голос Вомака типичен для современной хаус-музыки. Но, несмотря на схожесть форм, содержание этой песни сильно отличается от аналогичных произведений. Слов Вомака разобрать невозможно, но в данном случае это не имеет никакого значения — композиция рассчитана на эмоции, и этот расчет полностью себя оправдывает. Альбом просто поражает обилием пронзительных, чувственных, западающих в душу трэков.

«The Bravest Man In The Universe», с одной стороны, ретроспективный, но с другой — доведенный до современного блеска, являет собой пластинку того типа, какие, в идеале, и должны выпускать заслуженные музыканты. Вступительная песня предваряется чувственным утверждением: «The bravest man / In the universe / Is the one / Who has forgiven / first» («Самый храбрый человек во Вселенной — это тот, кто простил первым»). Вомак начинает свое повествование просто и мудро, и ведет его в собственном, неподражаемом стиле. Его музыкальная мистерия постепенно становится понятна даже непричастным, далеким от такой музыки слушателям. Финальная песня, «Jubilee (Don’t Let Nobody Turn You Around)» («Юбилей (Не дай им сбить себя с пути)»), наполнена гротескным ликованием. Выразительные, заводные мотивы здесь перемешаны с отталкивающими горловыми хрипами и накладывающимися друг на друга голосами. Такое «хулиганское» исполнение не случайно — ведь в последнем трэке своего 27-го студийного альбома Бобби Вомак декларируют главный постулат всего творчества: всегда нужно оставаться собой.
Какая-то беспонтовая музыка.