Немое кино с современным озвучиванием возвращается на экраны

Немое кино в своё время устроило настоящий «бум» в культурной жизни общества и стало любимым развлечением.  «Прибытие поезда» производило такой эффект на публику, который теперь не производят и 3D-изыски.

Но, конечно же, смотреть фильм без звука было не очень интересно. Тогда на помощь пришли тапёры – музыканты (в основном пианисты), которые своим сопровождением оживляли просмотр немого кино. Название такое они получили из-за того, что очень часто приходилось играть на старых никудышных инструментах. Чтобы извлечь какой-никакой звук, приходилось с силой стучать по клавишам. Тапёров зачастую считали не самыми умелыми музыкантами. Но в то же время, среди них выступали даже такие гениальные композиторы, как Дмитрий Шостакович.

Так появился первый своеобразный саундтрек. Хотя как саундтрек – в основном тапёры импровизировали. Конечно, нужно было постараться передать характер ленты. И в то же время на то, что выдаст исполнитель, влияла и погода, и качество завтрака.

А потом появилось звуковое кино и о немом, как и тапёрах, казалось, забыли. До XXI века.

Какой-то хипстер сказал: «Звуковое кино — это мейнстрим». И проснулся интерес к тапёрству. За этим увидели не просто скучную работу для развлечения зрителей, но целое искусство! И за дело взялись самые разные музыканты.

Одним из первых стал ярославский композитор Арсений Трофим. Он создал особый проект «Современный тапёрский кинозал» и отправился с ним по России. Арсений устраивал киносеансы, на которых зрители могли насладиться фильмом «Цирк» с участием легендарного Чарли Чаплина. А композитор всё озвучил, используя как классическое пианино, так и синтезатор. Собственно, Арсений Трофим первым привлёк внимание к немому кино. А нашлись и славные продолжатели.

Московская группа Aple Tree озвучила фильм того же Чарли Чаплина «Малыш» в своём проекте «Немое Кино. Слышишь?». Основная цель музыкантов: вернуть в современном и актуальном ключе незаслуженно забытые легенды прошлого. Причём выступления группы всегда спонтанны и полны импровизации.

И, конечно же, нельзя обойти отечественных тапёров. Да, у нас нашлись свои хипстеры. Силами сайта Tuzin.fm был создан проект «Тузін. Немаўля», в котором белорусские музыканты взялись за озвучку классики немого кино. Хотя не может не радовать, что организаторы остановились не на многострадальном Чарли Чаплине, а дошли до белорусской классики, а именно до трёх лент: «У агні народжаная», «Прастытутка» (оспаривает право на звание первого белорусского фильма) и «Кастусь Каліноўскі». За дело взялась пост рок-команда Re1ikt, белорусско-польская группа Illo&friends и композитор Сергей Пукст, поле деятельности которого тяжело объять.

В отличие от своих коллег из России, наши музыканты подошли к делу очень серьёзно. Re1ikt работали над озвучкой с февраля, Сергей Пукст представил сразу несколько вариантов (первый был отыгран на концерте в Белостоке, второй – у нас). Стоит сказать, что они сами решали какой должна быть их музыка, никто не указывал. И всё же, подобные мероприятия заинтересовали в основном белорусских эстетов и пока ещё не стали массовым развлечением. Но останавливаться на выступлении в клубе не в планах Сергея Будкина, руководителя проекта. Он хотел бы устроить крупномасштабный показ таких лент в старом кинотеатре «Авангард».

Так немое кино и тапёры получили вторую жизнь.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *