Предметные олимпиады: сколько усилий необходимо приложить, и окупаются ли они?


Ноябрь – месяц, в течение которого учащиеся практически каждой школы Беларуси находились в волнении. Именно в это время проходила череда олимпиад по различным предметам на школьном и районном уровне.

Хотелось бы рассказать о взгляде на олимпиаду не с позиции стороннего наблюдателя, а с позиции непосредственного участника.

О своем участии в районной олимпиаде по обществоведению я знала задолго до школьного этапа.  Однако именно на нем я получила подтверждение и задачу – подготовиться за 24 дня. Ни примерные вопросы, ни даже тематика известна, само собой, не была. Поэтому надо было срочно повторять всю программу 9-11 классов, которая является очень разнообразной – от религии и философии до экономики и политики.  Однако никаких огромных целей передо мной не стояло – по возможности войти в десятку, если не получится – не страшно. Спросив нескольких участников, непосредственно на олимпиаде, я пришла к выводу, что таких, как я —  немало.

Однако были и те, кто серьезно настроен выйти на город, а затем и на республику. А там уже – занять призовое место. Мотивы этого тоже понятны – за призовое место на республиканском этапе вам предоставляется право на поступление в профильный вуз без экзаменов. Согласитесь, неплохая перспектива  и награда за приложенные усилия?

Мнения преподавателей школ об олимпиадах разнятся: некоторые считают это хорошей практикой, некоторые – пустой тратой времени и сил учеников. Особенно против олимпиад  те учителя, которые знают, что знания и награды по олимпиадному предмету  учащемуся не пригодятся для поступления.
В частности, моя преподавательница по обществоведению, Малышко Светлана Петровна (средняя школа № 147) после моего случайного (а иначе я его охарактеризовать не могу) выхода на город, высказалась так: «Прибавила себе работы, тебе к поступлению готовиться надо, а не обществоведением заниматься сейчас».
А вот учительница белорусского языка той же школы, Толпыго Жанна Аркадьевна была более чем довольна дипломом 3 степени своей ученицы: «Конечно приятно! Значит, не зря старались и готовились. Я даже и примеры отзывов давала, и устно она отвечала! Очень жаль только, что она совсем немного баллов до выхода на город на набрала, тоже было бы очень хорошо!»
Проводилась олимпиада в субботу 24 ноября. Мне снова повезло, этот этап проходил в моей школе. А дома, как известно, и стены помогают. Помимо олимпиады по обществоведению, в которой участвовала я, в соседних кабинетах проходила олимпиада по русскому языку.  Спросив некоторых участников о типе заданий, я ужаснулась – перевести пословицу со словенского языка, вспомнить и записать русский эквивалент.

Ко всему прочему, олимпиада по этому предмету делится на три этапа – часть с тестами и ответами, устное сообщение и, на следующий день, отзыв на стихотворение. Уровень – гораздо выше среднего.

Обществоведение, в отличие от русского языка, особой сложностью не отличалось. Вопросы в теоретической части были в рамках школьной программы и доступные для понимания. Тесты тоже были не сложны, однако тут была своя загвоздка – неясная формулировка вопросов. Зачастую нельзя было понять, один или несколько вариантов ответа подразумевается. Но, повторюсь, со всем можно было справиться.

Никаких послаблений на олимпиадах никому не делалось, возможность как-либо смухлевать тоже отменяется – задания присылаются в непрозрачной герметичной упаковке, которую вскрывают в присутствии участников олимпиад и наблюдателя из числа учеников. Номера своих мест за партами учащиеся узнают уже непосредственно по прибытии на Олимпиаду. Тетради для заданий раздаются дежурным учителем, абсолютно чистые, без каких-либо пометок.

Победителей у районного этапа может быть несколько: дипломы 1,2,3 степени и похвальные грамоты, по желанию комиссии. Учащиеся, награжденными дипломами первых двух степеней, 5 человек, проходят в следующий этап – на городскую олимпиаду.

Городская олимпиада состоится в январе следующего, 2013, года, на зимних каникулах.
И победители этого этапа направятся на республиканский этап, чтобы побороться за дипломы всех степеней, а может быть – и за места в вузах.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Предметные олимпиады: сколько усилий необходимо приложить, и окупаются ли они?: 7 комментариев

  • 13.12.2012 в 23:45
    Permalink

    «Обществоведение, в отличие от русского языка, особой сложностью не отличалось».
    Лучше не обобщать. Русский тоже не отличается особой сложностью и нередко является просто тестированием на эрудицию.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 13.12.2012 в 23:51
    Permalink

    nikaVolk,я имела в виду конкретно несколько олимпиадных заданий,вроде перевода со словенского или чешского языков)
    они действительно были сложны даже для высокого олимпиадного уровня. допускаю,что это может быть только моим впечатлением.
    спасибо за замечание)

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 14.12.2012 в 0:13
    Permalink

    Это действительно одно из самых сложных заданий.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 14.12.2012 в 15:51
    Permalink

    Я бы порекомендовал автору с бОльшим тщанием перечитывать готовый текст. К примеру, «…в отличие от русского языка, особой сложностью не отличалось»

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 14.12.2012 в 23:10
    Permalink

    Валерий, я не совсем поняла суть замечания 🙂
    что не так в этой фразе?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -1-1

  • 14.01.2013 в 22:05
    Permalink

    Каб перамагаць (а не проста ўдзельнічаць) ў алімпіядах, эрудыцыі мала. Павінны быць грунтоўныя веды. І шмат працы. Адчуваеце розніцу?

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 27.05.2013 в 11:06
    Permalink

    Сложные вопросы можно придумать на любом предмете, однако обществоведение само по себе особой сложностью не отличается. Хуже то, что школьники часто не владеют базовыми понятиями по техническим предметам — физике и математике.

    «Однако около 40% участников тестирования по математике не смогли узнать из приведенных вариантов ответов равнобедренный треугольник. Около 6% участников тестирования по физике не смогли узнать прибор, предназначенный для измерения скорости, 10% — прибор для измерения влажности, 12% — барометр, а 25% участников ЦТ не знали назначение мензурки.»
    http://www.afportal.ru/teacher/instruction/graduate

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *