Полки, полки, полки… Дорогие вина, коньяки, деликатесы. Перед Новым годом в торговом зале одного из гипермаркетов Минска было многолюдно. Парень лет двадцати (назовем его Игорем) зашел сюда за шампанским. Но нужного сорта «брют» в продаже не оказалось. С пустой корзинкой он направился к выходу. Вдруг дорогу преградил плечистый охранник: «Вы украли товар! Пройдемте в подсобку!». Пришлось подчиниться. В подсобном помещении охранник предложил Игорю вывернуть карманы и ухмыльнулся: «В противном случае придется вас обыскать!» Разумеется, у покупателя ничего не нашли. Просто так «обшмонали» и публично унизили. После чего отпустили восвояси, даже не извинившись…
Поверьте, это реальная история! Она произошла в конце декабря с одним из читателей. «Помогите разобраться в ситуации! – обратился он к нам. – Разве так можно? Другие покупатели смотрели на меня, как на вора! Почему охранники ведут себя столь бесцеремонно?..» Думаете, такие случаи единичны? Нет! Переступая порог универсама или гипермаркета, каждый из нас превращается… в потенциального вора (во всяком случае, мы так выглядим в глазах продавцов и сотрудников служб безопасности!). Попробуйте, например, войти в торговый зал с хозяйственной сумкой! На выходе в нее обязательно заглянут, а то и бесцеремонно запустят руку. Дескать, надо было сдать сумку в камеру хранения. А если в ней ценные вещи? Ведь администрация магазина за их сохранность, как правило, ответственности не несет…
Итак, как же вести себя в подобных ситуациях? Первое. Ни продавцы-контролеры, ни охрана не вправе обыскивать покупателей! Это могут делать только сотрудники правоохранительных органов. Поэтому, если вас пытаются незаконно «обшмонать», сопротивляйтесь. Пускай продавцы вызывают милицию. Подозрения не подтвердились? Можете подавать в суд иск о компенсации морального вреда. Правда, как сообщили в Минском обществе потребителей, таких прецедентов в столице пока не было. Второе. Сдавать сумку в камеру хранения или нет, решайте сами. Это ваше право, а не обязанность (правила торговли обязывают нас лишь брать инвентарную корзину или коляску). Правда, на практике все выглядит несколько иначе. Покупатель, заходя в магазин самообслуживания, зачастую рискует оказаться униженным и оскорбленным работниками прилавка…
Дабы узнать, как обстоят дела на самом деле, мы посетили несколько крупных универсамов Минска. А заодно решили выяснить, кто и что ворует в магазинах самообслуживания. В одном из них за покупателями «присматривают» четыре охранника. Еще двое дежурят в кафетерии. «Поверьте, ошибки в нашей работе исключены! – уверяет начальник службы безопасности. – Многие охранники работают здесь уже по 5-6 лет. У ребят «наметан» глаз. Поэтому вероятность того, что они «схватят за руку» невиновного покупателя, крайне мала…».
«Пик» краж приходится на осень и зиму, когда можно незаметно сунуть в карман то, что «плохо лежит». Чаще выносят товары с 17 до 19 часов, когда в торговом зале больше всего покупателей, а также в выходные дни. Перед праздниками обычно воруют “на подарок”: накануне 8 марта — косметику, перед 23 февраля — бритвенные принадлежности, спиртное. Вместе с охранниками листаем пухлый журнал, где зафиксированы кражи за последние два года. Что чаще «тянут»? Жвачки, глазированные сырки, баночное пиво, кофе, чай, рыбу, сыр, спиртные напитки, сыр, лезвия для бритья, салфетки, косметику. Приезжает, например, человек из провинции, а тут — такое изобилие продуктов, которых он не может себе позволить. Не все способны удержаться. Ну и попадаются. Воруют обычно по мелочам.
Многие крупные универсамы столицы также обзавелись собственной службой безопасности. Вот типичная схема работы. Двое охранников находятся в торговом зале, еще один несет службу возле винно-водочного отдела, а третий сидит за монитором (в торговом зале установлено несколько видеокамер). Бывает, на контроле в торговом зале стоят от 2 до 5 продавцов (им далеко до «профи» из служб безопасности!). Вот в таких-то магазинах вы и рискуете оказаться в «подсобке» с вывернутыми карманами. После чего перед вами даже не всегда извинятся, как это и произошло перед Новым годом с нашим читателем Игорем.
По статистике, потери универсамов от краж составляют около 0,5-1,5% от выручки. Даже в крупных гипермаркетах Минска сотрудники служб безопасности способны выявить лишь от 20 до 50% краж, что уж говорить о магазинах самообслуживания, расположенных в микрорайонах (не потому ли в «подсобку» тянут того, кто вызывает хотя бы малейшие подозрения?!). Впрочем, в некоторых магазинах вору предлагают оплатить украденное и отпускают. Но это бывает редко (в основном так поступают с детьми и пенсионерами). Кража она и есть кража! Чаще всего вызывают милицию, составляют акт. За мелкое хищение вору грозит штраф в размере от 2 до 5 базовых величин или исправительные работы на срок до 2 месяцев.
Посещая даже крупные гипермаркеты, многие из нас за спиной чувствуют взгляд охранника. Согласитесь, это не очень-то приятно! Неужели нельзя каким-то иным способом защитить товары от нечистых на руку покупателей? Конечно же, можно! В магазинах Западной Европы еще в начале 80-х гг. XX века появились противокражные системы электромагнитной конструкции. При выходе из магазина или за кассами устанавливают специальные «ворота», а товары маркируют магнитными датчиками (этикетками, бирками, наклейками, ярлыками). После расчета за покупку кассир снимает ярлык или размагничивает этикетку, в противном же случае (если покупка не оплачена) при попытке вынести товар «ворота» подают звуковой сигнал.
Ну не знают торговые работники, как бороться в воровством! Как видите, не спасают даже магнитные ворота. А сколько уловок существует у воров! Например, однажды в «Центральном» поймали парня, который пытался вынести пачку «Тайда» в… книге с прорезанными страницами! Многие вообще делают из магазинных краж экстремальное хобби. А потери от воровства руководство магазина часто «вычитает» с самих продавцов. Потому-то под их «горячую руку» может попасть и невиновный человек.
С одним из читателей чего? К нам — это к кому? Запомните на будущее — материал должен быть понятным читателю и не вызывать каких-либо вопросов.