На протяжении многих веков слабый пол медленно, но верно внедрялся в мужскую сферу деятельности. Это продолжается и по сей день. При выборе профессии, девушки всё чаще предпочитают технические специальности привычным гуманитарным.
Что же их сподвигает на это?
Если раньше наука в своём развитии двигалась по нарастающей, то сегодня она сделала резкий рывок вперёд. Научно-техническая революция, начавшаяся ещё в 50-ые года прошлого столетия, стала тем необходимым толчком, который необратимо изменил жизнь людей. Как только человек понял, что будущее за информационными технологиями, такие профессии, как IT1-разработчик, системный администратор и программист стали наиболее востребованными, перспективными и, что немаловажно, высокооплачиваемыми. На рынке труда как никогда стал цениться интеллект, не зависимо от пола его обладателя.
Программист — специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения (ПО) для персональных, встраиваемых, промышленных и других разновидностей компьютеров, то есть программированием.
Программист, как одна из наиболее перспективных профессий, стала популярна не только среди мужчин, но и среди представительниц прекрасного пола. Несмотря на то, что в процентном соотношении мужчин со способностями к «диалогу» с компьютерами больше, с каждым годом в ряды программистов храбро вступают девушки.
Софья, абитуриентка:
— В этом году я собираюсь поступать в БГУИР2 на факультет компьютерных систем и сетей. Хочу стать программистом. Почему я выбрала именно эту профессию? Во-первых, мои родители сами программисты, так что я с детства мечтала продолжить семейную династию. Во-вторых, мне очень нравятся математика и информатика, в частности программирование. На мой взгляд, профессия программиста подвластна как мужчинам, так и женщинам.
Поступить на бесплатное отделение самого престижного факультета БГУИРа – КСиС3 — не так уж и просто. Для наглядности, средний балл зачисленных абитуриентов прошлого года составлял –316,6 (СБА + русский/белорусский язык + математика + физика). Но поступить – это лишь одно из препятствий к светлому, обеспеченному будущему. Как постараться не быть отчисленным сразу же после первой сессии? Не секрет, что далеко не каждой девушке с легкостью даётся учеба на технических специальностях. Успеваемость студенток окутана ореолом таинственности. Одни утверждают, что как преподаватели, так и одногруппники с радостью готовы придти на помощь, другие — что чуть осиливают учёбу и отношение к ним предвзятое.
Лила, студентка (БГУИР ФКСиС):
— Когда я поступала, многие меня отговаривали. Все убеждали, что учиться сложно и я не справлюсь. На самом деле учиться здесь одновременно сложно и не очень, в зависимости от специальности. Программистам, конечно, тяжеловато, но всегда можно попросить помощи у ребят, которые очень умные и, если знают, то помогут. Вообще, мне не один раз повторяли, что это сугубо «мужская» профессия и девушкам тут не место. А по-моему, если тебе нравится то, что ты делаешь, уже не важно мнение других!
Катя, студентка (БГУИР ФКСиС):
— С первого курса поняла, что программирование — не мое. Работа с различными редакторами, Интернетом, моделированием сигналов в «Simulink»4 – это для меня нормально. Но составление программ на языках «С++»5, «Java»5 и остальных для меня превращается в мучение. Я, как маленький ребенок, понимаю теорию, готовый код программы, но свою написать не получается. Три года учусь, а всё равно до меня не доходит — все программы за меня молодой человек пишет. А сейчас он уезжает, и я просто в панике, хоть он и обещает помогать заочно. Стыдно на последнем курсе не уметь программировать. У меня есть одно лето, чтобы научиться. Есть, конечно, девчонки, которым программирование вообще без проблем дается. Но таких не так уж много – одна-две с курса. Сама я уже поняла, что никогда из меня программиста не получится. Придётся идти переучиваться. Если вы не уверены, лучше не рисковать. Есть много инженерных специальностей, где девушки и молодые люди на равных.
Кстати, о молодых людях. За успеваемостью студенток наблюдают не только преподаватели, но и однокурсники – в будущем главные их конкуренты. То ли в силу менталитета белорусов, на редкость толерантного, то ли всё дело во врожденной дружелюбности современной молодёжи, но девушек на факультете принимают с распростертыми объятиями. И это понятно: разбавление контингента радует всех.
Евгений, студент (БГУИР ФКСиС):
— К девушкам на нашем факультете отношусь, как к равным программистам. Конечно, большинство из них мало что смыслит в точных науках. Но есть и исключения, которые держатся «на уровне». Правда, среди лучших программистов вряд ли найдёшь хоть одну девушку. Не могу сказать, что слабого пола в здании университета совсем уж мало. Они есть. И с каждым годом их становится больше. В норме – 2-3 девушки на группу. Раньше было хуже. Будь я девочкой, я бы поступал именно сюда: уж очень привилегированное положение. Зачёт автоматом – раз плюнуть! Преподаватели к ним лояльны (даже слишком!), сама профессия перспективная, парней море, а значит, замужество обеспечено. Вопрос в том – потянут ли? Но, как я уже говорил, встречаются и такие, кто серьёзно настроен на учёбу. А остальным одногруппники помогут. Так что идти, наверное, стоит. Как парень, могу сказать одно — чем больше девушек, тем лучше!
Стереотип о типичном программисте – бледном, с кругами под глазами, аутичном и зацикленном на компьютере – часто находит подтверждение в жизни. Как правило, такие люди полностью погружены в работу и времени на личную жизнь у них не остается. Появление прекрасных дам, по идее, должно играть им на руку, но некоторые довольно-таки негативно к этому относятся. Они не замечают, стоит перед ними девушка или парень, главное – программист. И в первую очередь судят по профессиональным навыкам. Программисты, будучи людьми умными, часто бывают нетерпеливы и раздражительны к чужим ошибкам. Многие из них не могут понять, что делают девушки на таких специальностях и в целом ревностно относятся к своей работе. Молодой человек, который честно признался, что в его жизни есть только две большие любви – мама и компьютер, выразил свою точку зрения:
Олег, студент БГУИР ФКСиС:
— Для асоциальных людей эта профессия просто находка. Не секрет, что у дюжей доли программистов проблемы в общении с людьми, поэтому оно сводится исключительно до виртуального уровня. К слову, все мои друзья или программисты, или тестеры, или системные администраторы – с другими будто на чужом языке разговариваешь. Девушки по своей натуре более общительные. Им куда сложнее целиком погрузиться в удивительный мир программирования и отречься от реальности, как это делаем все мы. Свою работу чаще любят те, кто слегка не дружит с головой! Все идейные программисты – психи. И мы гордимся этим! Программист — это от бога. Что касается девушек этой профессии, то тут всё зависит от стремления. Если университет закончила за «красивые глаза» (что очень распространено сегодня), то в университете, не говоря уже о работе, толку никакого не будет. От себя скажу, что программирование — это не «женское».
В интервью «Народной газете»* ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники – Батура Михаил Павлович – на вопрос о гендере ответил так:
Я учился в МРТИ — предшественнике БГУИР — в 70-х годах. Количество девушек на разных факультетах колебалось от 2 до 5 процентов. Сегодня в университете 22 процента девушек. Это очень нас радует: прилежанием они опережают наших парней. Мы трепетно к ним относимся, окружаем заботой, и, как правило, девушки успешно оканчивают университет.
Как правило, всё самое интересное начинается после университета. Преодолев путь от вступительных экзаменов до защиты диплома, молодая программистка устраивается на работу. Зачастую абитуриенты не имеют ни малейшего представления о будущей работе, поэтому, столкнувшись с суровой реальностью, часто разочаровываются в собственном выборе. Что касается программистов, то тут ответ неоднозначный. Как уже не раз упоминалось, этот труд высокооплачиваемый – что для молодого человека является основной приманкой. По словам опрошенных, зарплата устраивала всех. Зато отношение к собственному делу разное. Часть, оглядываясь назад, с нежностью вспоминает студенческие годы и радуется хорошо оплачиваемой работе, а остальные признают, что в прошлом повелись на рекламу и жалеют о выборе профессии не «по душе».
Анастасия, дипломированный специалист:
— Профессию выбирала по перспективам трудоустройства. Нравились в школе физика и математика. А данный вариант был компромиссным. Сложно ли учиться? Скорее нет, чем да. Если что-то было непонятным, просила одногруппников объяснить (парней у нас было в пять раз больше, чем девчонок). Учиться мне нравилось, у нас была замечательная группа. Не могу сказать, что к девушкам преподаватели всегда относятся положительно, это, вероятно, зависит от характера педагога. Есть те, кто принципиально уверен, что девушка и техника несовместимы. Сейчас я занимаю должность тестировщика программного обеспечения в IT-компании. До этого место работы меняла два раза, никаких особых трудностей в поиске не испытывала. В общем, мои надежды вполне оправдались
Валерия, дипломированный специалист:
— В университете учёба лёгкой не была. На первых курсах очень много математики (от математического анализа до вычислительной математики). За компьютером приходилось сутками сидеть. Мои одногруппники уже с детства шарили в системах и знали их наизусть, а к моменту поступления в университет довольно хорошо разбирались в этом вопросе и имели свои наработки, проекты, победы в конкурсах и т. п. После окончания вуза казалось, что крутая и интересная работа. Потом поняла, что ерунда это всё, работа скучная — сидишь отлавливаешь баги5, зачастую не свои собственные, а чужие, в кривом непрокомментированном коде. И хотя у меня неплохо получалось (это объективно, судя по зарплате), мне за два года просто опостылело. Ничуть не жалею, что бросила, но в то же время и навыки программирования иногда оказываются очень кстати. Никому не в обиду, но большинство девушек-программистов — действительно очень плохие программисты. К примеру, мои подруги — яркие образчики такого явления. Хотя это далеко не про всех так можно сказать. Но всё равно, когда вы пойдёте работать, вам придётся лично каждому доказывать, что вы чего-то стоите. Советую всем: попробуйте, если понравилось — идите учите это, а если нет, никаких чувств не вызывает — лучше сюда не пихаться вообще!
Так как у общества сложилось небезосновательное мнение, что программирование – это удел мужчин, то девушкам, даже самым талантливым и преуспевающим в этом деле, очень сложно конкурировать с сильным полом. Правда сказать, от них многого не ждут. Все понимают, по каким причинам девушки выбирают эту профессию – высокий заработок, востребованностоть, наличие мужчин в коллективе. С одной стороны, если хочешь, чтобы тебя уважали как программиста — придётся постараться, а с другой – к такому феномену, как девушка-программист, работодатели куда снисходительнее, они даже готовы закрыть глаза на некомпетентность нанимаемой. Наличие женщин в мужском коллективе разряжает обстановку.
Своё мнение высказал Никитенко Пётр Георгиевич, академик НАН Беларуси6, доктор экономических наук, профессор:
— Мне довелось полгода преподавать экономику в университете информатики и радиоэлектроники. Сразу оговорюсь, что с «чистыми» программистами я не работал, т. к. в основном имел дело с факультетом информационных технологий и управления. А на нём количество студенток даже преобладало. И надо отдать им должное: все они были хорошо подготовлены. А этому есть биологическое основание – ум девочек более гибкий и, что немаловажно, креативный. Женское сознание настолько непредсказуемо, что навсегда останется загадкой для мужчин. Технические профессии — это действительно прерогатива ребят, но сегодня тенденции меняются. Начинается гендерный подход. Чем дальше идёт разработка информационных технологий, тем девочек на таких факультетах становится больше. И это правильно, девушек нужно привлекать на технические специальности. В нашем сознании стоит психологический барьер – не «женская» профессия. А вы вспомните космонавтику: до полёта Валентины Терешковой общественность придерживалась мнения, что женщинам в космосе не место — но ведь этот стереотип сломан. Так должно быть и с программированием. Я могу предположить, что существуют некоторые особенности с устройством девушек-программисток на работу. И тому виной такой фактор, как семья. При приёме на работу работодатель в первую очередь будет смотреть на семейное положение, наличие детей, на то, сможет ли нанимаемая полностью посвящать себя работе. Насчёт последнего — скорее всего, нет. Но это не значит, что девушкам не стоит пробовать себя в технических специальностях.
Хоть рекламы в Интернете уверяют, что профессиональным программистом может стать каждый, но, как показывает практика, способности к этому есть не у всех. Хотелось бы, чтобы абитуриенты брали планку, которая им под силу.И не стоит надеяться на то, что в университете всему научат. Ведь что мы видим сегодня? С трудом учатся в университетах, а потом с трудом работают по специальности. Так к чему же это приведет белорусское государство? К массе неквалифицированных кадров с наличием диплома в кармане, но без знаний в голове?
Конечно, не стоит обобщать. И однозначного ответа здесь не дашь. Девушка-программист – это не сенсация, это явление, которое пока не успело стать нормой. Современная молодёжь любит бросать вызов обществу и ломать стереотипы. Пускай они кажутся слишком самоуверенным, но именно они двигают прогресс. Программист – профессия, в которой действительно существует некая дискриминация по половому признаку. С этим нужно бороться. Вешать клеймо на человека – глупо. Общество, скептически настроенное, может помешать осуществить мечту. А вы только подумайте, сколь талантов гибнет из-за чужих предрассудков! Проблема не в том, что программистами становятся женщины, а в том, что в эту сферу лезут некомпетентные люди, как мужчины, так и женщины.
И напоследок хочу напомнить, что первым в мире программистом была всё-таки женщина – Ада Лавлейс, дочь великого английского поэта Джеймса Байрона . Она получила известность благодаря описанию вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Ада Лавлейс составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «Цикл» и «Рабочая ячейка». В честь неё 10 декабря 1980 года был назван универсальный язык программирования – «Ада».
1) IT — информационные технологии;
2) БГУИР -Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники;
3) ФКСиС -факультет компьютерных систем и сетей;
4) «Simulink» — интерактивная система для анализа линейных и нелинейных динамических систем;
5) «Java», «С++» — языки программирования;
6) баг — ошибка в программе или системе;
7) НАН Беларуси – Национальная Академия наук Беларуси;
* — www.ng.by/ru/issues?art_id=23076
Молодец, что сказать. Опрос удивил своей масштабностью