
Несколько дней назад минский зритель увидел постановку «Живёшь так и не заметишь, как сам на том свете окажешься». Название обещало нечто глубокомысленное и интересное. Постановку по пьесе с забавным названием «Трусы» подготовила эстонская труппа с режиссёром Калевом Куду. Действо проходило на экспериментальной сцене клуба “Центр”.
Оставь надежду, всяк сюда входящий
Нет, конечно, это не ад. Но надежду всё же пришлось оставить. Имеется в виду надежда что-либо понять. Дело в том, что постановщик проигнорировал или по какой-то причине не учёл пожелания организаторов (документ MS Word) и не предоставил никаких субтитров. Вот теперь представьте 75 минут чистого эстонского. Лишь пару раз за сценой возникла русскоязычная речь ведущего со знаменитым эстонским акцентом. Когда мы с вопросами подошли к режиссёру, он лишь объяснил, что расстроен отсутствием нормальной сцены.

Великий эксперимент
С режиссёром на поспорить. Сколько клуб экспериментальной сценой ни называй, он всё равно останется клубом. На билетах не были указаны номера мест. Да и мест как таковых не было вовсе. Лишь 7-8 рядов стульев, выставленных прямо на танцевальную площадку. Поэтому рассадка напоминала начало пары в потоковой аудитории у первого курса, где каждый стремиться занять место поближе к кафедре всеми дозволенными и недозволенными способами. Одним словом, хаос. Тех, кто остался не у дел, ждало ещё одно разочарование. Как уже говорилось ранее, «Центр» — это клуб, а потому привычной архитектуры зала, где каждый следующий ряд выше предыдущего, там нет. Чтобы, что-то увидеть, нужно было привставать. А от хорошей, как ни странно, акустики зала не было толку из-за языка. Зритель быстро заскучал, потянулся к бару, зашушукался в кулуарах. Не обошли неприятности и труппу. Уже через 20 минут с начала постановки возникла ошибка. Вышел режиссёр, извинился, и сцену проиграли заново. После актёры сетовали на особенности сцены. Также и зрители, и актёры жаловались на освещение. Дискотечный прожектор оказался неполноценным в условиях театра. На сцену выходило много персонажей. Охватить всех было физически трудно. Зато мне очень понравилось, как использовали эффекты клуба. В паузах между сценами свет не просто потухал, как то было бы с стандартных театрах, а начинал биться, переливаться и мерцать.
Крохотное послевкусие
От растерянности у меня даже на минуту возникла мысль, что представление рассчитано на эстонскую диаспору в Минске, а мы оказались на представлении по ошибке. Тогда я склонился к ближайшей зрительнице:
— Извините, вы понимаете хоть что-нибудь?
— Sorry. English, please.
— …
Неужели действительно вокруг нас эстонцы? Оказалось всё гораздо прозаичнее. Когда я нашёл общий язык, девушка объяснила, что она ничего не понимает и не видит. Я сказал ей, что она не одинока и успокоился. Нет, постановка «Живёшь так и не заметишь…» должна быть стоящей. Актёры были эмоциональные, искренние, а пьеса — весьма смелая и многосторонняя, как мне показалось. Просто не всё так гладко на «Тэатральнам куфары». Вспоминаются слова арт-директора фестиваля Сергея Турбана. Он говорил в интервью, что желающих участвовать очень много. Организаторы стараются дать зелёный свет максимальному количеству трупп. В этом году приходилось организовывать даже параллельно идущие спектакли. Например, в одно время с нашей постановкой, стартовала «MENSCH/Человек» в зале Центра национальных культур. К сожалению, не хватило площадок, готовых принять молодых артистов. Поэтому пришлось ввести экспериментальную сцену в клубе «Центр». Ведь это лучше, чем ничего, да?
ну хоть заголовок читайте, дабы описок не допускать.
Вообще, надо читать все, насколько мне известно, а не только заголовок. Уже исправил, спасибо.