Во что играют будущие газетчики: пятикурсница журфака делится опытом самиздата

Собираясь поступать на журфак, каждый потенциальный абитуриент накапливает в своей голове массу вопросов. Одних интересует формат творческого экзамена, других более глобальные темы вроде таких, как вообще люди приходят в печать и на телевидение. Я, конечно, не какая-нибудь звезда масс-медиа, а всего лишь пятикурсница Института журналистики. Но история моих творческих починов весьма занятная. Поэтому я решила поделиться с вами, надеясь, что мой опыт будет кому-то интересен.

Не знаю, все ли будущие журналисты играли в детстве в журналистов. Мы же с моим соседом Сережей, научившись писать буквы и немного соображать головой, решили рисовать фломастерами собственные газеты. И пока кто-то там слушался маму, и ни в какие истории не встревал, мы гоняли на великах по деревне в поисках «горячих новостей». Которые незамедлительно записывались на двойных листках в клетку, вырванных из школьных тетрадей. Газета называлась «Вестник 64». Мы брали интервью у кроликов, анонсировали выступление лягушечьего хора на окрестной канаве, писали репортаж об убийстве поросёнка к Колядам и жарке свежины. И даже пытались продать дядину козу. Мой друг Серёжа отвечал за отдел корреспонденции: выдумывал какие-то диковинные сказки, вкладывал в конверты и говорил, что это ему читатели из Семипалатинска присылают. Хорошо помню этот Семипалатинск, потому что название понравилось. У Серёжи отец был пограничник, они семьёй мотались по всему Союзу, поэтому, конечно,в «Вестник 64» могли писать из какого угодно города, и уж из Семипалатинска в первую очередь.

К шестому классу газета переименовалась в «Лесную правду» и рисовалась на листах А4. Страницы были противно-фанерного цвета и крепились между собой огрызками скотча, а когда скотч закончился — на вонючий казеиновый клей. Но это не лишало газету загадочности и одноклассники по-настоящему верили, что выдуманная моей сестрой «звезда» из интервью существует на самом деле.

Как-то раз, наблюдая мои попытки очередного бумагомарательства, папа мне сказал: «Чтобы человека узнавали, у него должно быть ИМЯ. И это ИМЯ нужно заработать». Слова до сих пор звучат в моей голове, словно их только что произнесли. Но тогда я понятия не имела, как же «зарабатываются имена».
Техникум, в который я поступила после школы, печатал газету «Магистраль», но начинял ее отчетами о прекрасных достижениях учащихся, и только. Совать туда свои «утиные истории» не имело смысла. Поразмыслив, какие возможности мне открылись в городе, я решила искать единомышленников диайвайщиков (D.I.Y. от англ. DoItYourself — «сделай это сам»). Однажды друзья принесли газету «Жизнь вместо смерти». В ней были небольшие стихи, рассказы и готические рисунки. Мне безумно захотелось написать что-нибудь для этого издания! Посовещавшись, «редколлегия» напечатала мой дебютный стих в новом номере. Успех меня взбодрил как никогда.И я стала интересоваться самиздатом вообще, обсуждать эту тему с разными знакомыми людьми, мне в руки попали «Мара», «Архангел» и «Радиоактивный Фест», какой-то журнал мне вручили в поезде, интернет-самиздат «Мухуйма» подал креативные идеи. Параллельно я вела переписку с журналом «Аншлаг», а зимой 2007 мой концертный обзор напечатала «Музыкальная газета». И я поняла: пора делать что-то своё.

Разумеется, между идеей о собственном журнале и её воплощением прошло немало времени и всяких подготовительных мероприятий. Дело это было не легкое, как и любое другое дело, которое начинаешь с нуля.Мне было страшно. Я собрала приличное число людей для совместной работы, но не знала, как эту работу организовать. Опыт в подобных вопросах отсутствовал. Интернет помогал мало, мы всё ещё списывались в бумажных письмах. Определить конкретно формат нашего самиздата и тематику с первого раза оказалось невозможно. Хотелось затолкать в несколько листков А4, согнутых пополам, всё и сразу.

Страница журнала

Страница журнала

Первые номера журнала представляли жалкое зрелище: корявая подгонка в Word, большое количество опечаток, необработанные отсканированные рисунки. О том, что существуют специальные программы для верстки, никто не догадывался. А скорость интернета, как многие еще помнят, составляла +\- 50 кбит/с — видеоуроки грузились месяцами, фотографии приходилось ужимать до размеров спичечного коробка, чтобы успеть залить на сайт до разрыва соединения.

К слову, и сайт у нашего самиздата тоже имелся! Начиналась его разработка с поисков в сетке «Гаранта» папок под названием «Как создать сайт с нуля». Однако всё оказалось гораздо проще, на бесплатной платформе по примитивному шаблону удалось склепать кое-какую базу для общения наших авторов. Оказалось, нас аж 36 человек! Но через какое-то время развернулась сеть «Вконтакте», и как-то так совпало — одновременно с этим выросли цены на оргтехнику и расходные материалы. Поскольку финансирование журнала целиком лежало на мне, а распространялся «Фарватер» бесплатно, то печатать его стало неподъемно дорого. На какое-то время творческая деятельность перетекла в группу «Вконтакте», но было очевидно, что конкуренцию с другими пабликами моя затея не переживет. Долго еще после закрытия проекта кто-нибудь писал или спрашивал, выходит ли «Фарватер», можно ли в нём разместить свои работы. Неловко было отвечать людям «нет». Не выходит, не печатается, в электронном виде не существует, паутиной зарос… Грустно.

Но это был этап. Такая ступень на лестнице жизни, с которой многие из нас шагнули вверх. Двое ребят сейчас профессионально занимаются фотографией, один написал книгу. Возможно кто-то из тех талантливых авторов, с которыми мы потерялись, издал сборник своих стихов. Поэтому всем начинающим журналистам и писателям хочу сказать: верьте в себя и свои силы, придумывайте и воплощайте в жизнь самые невиданные идеи! Даже если полученный опыт вам не пригодится, всегда будет что рассказать детям.

Страница журнала

Страница журнала

Страница журнала

Страница журнала

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *