Куда исчезли белорусские пейджинговые компании?

defaultБольше тридцати лет назад, в 1981 году,  человечество вступило в новую эпоху связи – эпоху мобильных телефонов. В то время они были огромными, неудобными, стоили значительных денег. Поэтому для массового пользователя приемлемой заменой стал пейджер – средство односторонней и самой дешевой связи компактных размеров,  которое появилось раньше – 58 лет назад. 

Первоначально пейджерами пользовались по служебной необходимости менеджеры и врачи, и только в 90-х этот прибор нашел себя среди обычного  потребителя. Но популярность пейджеров оказалась непродолжительной. Уже в начале 2000-х производители, обратившие все свое внимание на разработку компактных мобильных телефонов, принесли в каждый дом новые модели сотовых. И начался закат пейджинговой связи.

По сути, ПППС (переносной персональный приемник сообщений, или просто пейджер) – это обычный портативный приемник, работающий в диапазоне УКВ (FM) и отображающий принятую информацию на ЖК-дисплее. Для того чтобы отправить сообщение клиенту пейджинговой компании, необходимо было позвонить в бюро, назвать оператору номер абонента и продиктовать текст сообщения. Оператор набирал этот текст на компьютере и отправлял его на центральный терминал, откуда информация поступала на передатчик и далее – в эфир. Пейджер улавливал адресованный ему сигнал и «сообщал» об этом хозяину. Полученная информация, независимо от того, прочитана она или нет, заносилась в память пейджера, откуда ее в случае необходимости можно было извлечь.

МНОГИЕ ФИРМЫ УШЛИ С РЫНКА,
БУДУЧИ УНИЧТОЖЕННЫМИ И РАЗОРЕННЫМИ
КОНКУРЕНТАМИ

В Беларуси несколько компаний начали осуществлять пейджинговую связь с 1994-95гг.  Магнатами в этой области являлись Mobilcom, RadioPage, Solid Paging, VessoBel и Westcom. Менее популярными были MDF Communications и Radio Data Stream.

Практически все компании для передачи в эфир сообщений использовали по одному мощному передатчику (почти у всех фирм эта аппаратура была идентична), который устанавливался на высотных зданиях ближе к центру. Таким образом, обеспечивался устойчивый прием сигнала в радиусе 40-50 километров. Правда, при этом существовали зоны, в которых прием сигнала был невозможен. Это подвальные помещения, метрополитен, различные «складки» местности и т.п.

Чтобы во время нахождения пользователя в этих «мертвых» зонах не произошла потеря информации, в стандартных услугах пейджинговых компаний было заложено архивирование всех поступающих за определенный период сообщений. Благодаря этому, покинув подобную зону, клиент мог позвонить оператору и попросить повторить для него все сообщения, пришедшие за время отсутствия.

Действие упрощалось, если в услугах фирмы значилась нумерация всех приходящих для клиентов сообщений. В этом случае пользователь мог легко отследить любую потерю информации и попросить повторить именно то сообщение, которое не получил.

Кроме уже упомянутых «секретарских» функций по повтору принятых сообщений, многие операторы пейджинговой связи имели целый ряд других дополнительных услуг для своих клиентов. Это прежде всего возможность отослать переданную информацию на пейджер адресата в определенное время либо повторить ее несколько раз с заданным интервалом. Возможна также отсылка одного сообщения на несколько пейджеров одновременно.

Многие пейджинговые компании предлагали программу «удаленный терминал», которая позволяла передавать сообщения с компьютера через модем на передатчик, минуя оператора. Это, во-первых, исключало ошибки, возникающие при наборе информации, а во-вторых, способствовало еще большей конфиденциальности.

Еще одной услугой, которую оказывали своим клиентам некоторые отечественные пейджинговые фирмы, являлся роуминг. Благодаря связям наших компаний с российскими коллегами (а некоторые из них непосредственно существовали как филиалы мобильных пейджинговых систем), у белорусских пользователей появилась возможность получать информацию на пейджер, находясь на территории Российской Федерации – в тех городах, где действовал российский партнер.

Кроме того, многие пейджинговые операторы обеспечивали своих пользователей дополнительным информканалом, который чаще всего содержал прогноз погоды, курсы обмена наличных валют в банках Минска, итоги торгов на валютных биржах Москвы и Минска, официальные курсы валют Нацбанка Беларуси, последние видеоновинки, программы ночных клубов, анекдоты, астропрогноз, дорожно-транспортную информацию и т.д.

СЕГОДНЯ БЫВШАЯ
КОМПАНИЯ«БЕЛРА-ДИОПЭЙДЖ»
В СОСТАВЕ АГЕНТСТВА «СТРИМЛАЙН» ОТВЕЧАЕТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗА CALL-ЦЕНТР

Что же произошло с известными белорусскими пейджинговыми компаниями? Каким образом они отреагировали на приход мобильных телефонов и кто из них просто канули в Лету?

Westcom

Деятельность компании первоначально была направлена на  молодое поколение, студентов. Считалось, что запросы именно этой аудитории Westcom в состоянии понять и оценить. Очевидно, что, следуя такой политике, компания предлагала невысокие цены на услуги, а сами пейджеры продавались за вполне разумные деньги. Главной целью этого оператора было расширить перечень услуг пейджинговой связи и сделать их более доступными для населения.

На сегодняшний день компания, помимо пейджинговых услуг, оказывает услуги сотовой связи. Дополнительно к этому Westcom занимается розничной торговлей телефонных аппаратов, других средств связи, факсов.

VessoBel

ЗАО СП «Вессо-Бел» – совместное белорусско-македонское предприятие – было основано в 1994 году и уже с февраля 1995 года начало свою деятельность по оказанию услуг пейджинговой связи на территории Минска и Минской области. В то время в многотысячную армию абонентов входили государственные органы власти и управления, силовые структуры, банки, коммерческие фирмы и, конечно же, частные лица. Сейчас среди пользователей остались в основном компании, занимающиеся грузовыми перевозками.
Vesso-Bel предлагала пять моделей пейджеров марки Motorola. Среди них – информационный пейджер News Stream, предназначенный для передачи больших объемов информации на жесткий диск компьютера. А также Nec, Bumerang, SuperVisor. Все пейджеры перед продажей проходили технический контроль у специалистов компании.

С 2001 года Vesso-Bel вышла на рынок интернет-услуг, сделав данное направление основным в своей деятельности.

Ключевыми направлениями деятельности, таким образом, стали: доступ к сети Интернет по технологии ADSL, доступ к сети Интернет по выделенной линии, коммутируемый доступ, домашние сети VPN.

В большинстве своем клиенты Vesso-Bel как Интернет-провайдера являются и пользователи их пейджинговой связи, которую компания не оставила и продолжает осуществлять.

Mobilcom

Компания «Мобилком» оказывала услуги связи с 1995 года, являясь на рынке Беларуси крупнейшим пейджинг-оператором и по зоне охвата, и по всему спектру предлагаемых основных и дополнительных услуг, и по количеству абонентов, и по числу обращающихся к этим услугам респондентов.

Абонентами «Мобилкома» были жители Минска, Бреста, Витебска, Могилева, Гомеля, Орши, Баранович, Борисова, Слуцка, Березино, Столбцов, Молодечно, Кобрина.

С ПОЯВЛЕНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
SOLID PAGING ПОТЕРЯЛА БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ КЛИЕНТОВ, ЧТО
ВСКОРЕ ПРИВЕЛО К ЕЕ ПОЛНОМУ ИСЧЕЗНОВЕНИЮ С РЫНКА СВЯЗИ

Операторская служба «Мобилком» общепризнанно пользовалась репутацией самой вежливой, опытной, вышколенной и надежной службы call-service из всех подобных служб Беларуси. И при этом оригинальные технологические решения позволили компании создать уникальную в своем роде многозоновую сеть связи в масштабе всей страны с единым операторским центром. Проще говоря, вы могли позвонить на местный телефон оператора в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве или Гомеле, но обслуживала вас одна и та же служба операторов. Ваша информация была обработана и доставлена с тем же неизменно высоким стандартом качества вне зависимости от того, из какой точки она исходила и в какую точку должна была быть отправлена. Возможности роуминга услуг простирались не только по территории всей Беларуси, но и далеко за ее пределами – всего в 186 городах России и СНГ.
Помимо владельцев пейджеров услугой GSM-paging пользовались абоненты сети единственного в то время в Беларуси оператора сотовой связи стандарта GSM Velcom. Эта новинка на белорусском рынке была востребована многими тысячами сотовых абонентов.
Компания предлагала пять моделей пейджера Motorola, Nec и Philips.

Передатчик был слабее, чем у Vesso-Bel: 40-50 км от кольцевой дороги, но существовали ретрансляторы в Борисове, Березино и Слуцке.

Сегодня ничего о компании на рынке не слышно, вероятно, не выдержав конкуренции, Mobilcom ушла на дно.

 Solid Paging

Фирма была основана в 1995 году. Умело построенная рекламная кампания при довольно высоком качестве облуживания, позволила Solid Paging занять первое место на рынке услуг пейджинговой связи по количеству абонентов. В то время абонентов Solid Paging обслуживала в 12 городах Беларуси и 20 городах России. Услуги пейджинг-системы работали 24 часа в сутки, 7 дней в неделю без праздников, выходных и перерыва на обед.
Абонентам предлагались доступные цены и гибкие формы оплаты, широкий радиус действия, качественный сервис операторской службы, индивидуальный подход к каждому клиенту, богатый ассортимент дополнительных услуг, большой выбор стильных аксессуаров, гарантия на пейджеры в течение 12 месяцев, система защиты информации.
Компания, так хорошо развивающаяся в девяностых, при появлении мобильных телефонов потеряла большую часть клиентов, что вскоре привело к ее полному исчезновению с рынка связи.

default2RadioPage

Компания «БелРадиоПэйдж» начала свою деятельность на рынке пейджинговых услуг значительно позже других. Она была учреждена в 1996 году как совместное предприятие. С американской стороны учредителем выступила компания Segol Radiopage, с белорусской – ООО «Омикс». Благодаря правильно выбранному направлению деятельности менее чем за четыре года компания «БелРадиоПэйдж» заняла лидирующие позиции на рынке пейджинговых услуг в Беларуси.

Основной упор был сделан на оказание абонентам максимально возможного количества и качества услуг: от широкого диапазона информационных каналов и развитого роуминга до разнообразных и эксклюзивных способов передачи информации. Большое внимание уделялось развитию региональной сети и совершенствованию собственной материально-технической базы. Дублирование всех систем обеспечивало бесперебойную и надежную передачу информации.

«БелРадиоПэйдж» предлагала восемь моделей пейджеров марок Nec и Motorola Advisor. Зона уверенного приема была небольшой – всего 40 км, неуверенного – 60 км. Однако компания постоянно проводила работы по увеличению этих показателей.

В 2010 году фирма была поглощена агентством мобильного маркетинга «Стримлайн», основными направлениями деятельности которого являются изучение, разработка и проведение успешных акций мобильного маркетинга, организация и проведение BTL-мероприятий с элементами мобильного маркетинга, разработка и осуществление сопроводительных ATL-мероприятий, общая координация работы всех звеньев цепочки, задействованных в акции мобильного маркетинга.

MOBILCOM, КОТОРАЯ ЯВЛЯЛАСЬ НЕКОГДА
КРУПНЕЙШИМ ПЕЙДЖИНГ-ОПЕРАТОРОМ НА РЫНКЕ
БЕЛАРУСИ, НЕ ВЫДЕРЖАВ КОНКУРЕНЦИИ,
УШЛА НА ДНО

И теперь бывшая компания «БелРадиоПэйдж» в составе агентства «Стримлайн» отвечает непосредственно за call-центр, который предлагает комплексные решения по созданию надежных коммуникаций с настоящими и будущими клиентами.

С помощью данного call-центра можно организовать горячую линию, службу заказов, поиск новых клиентов, проведение мониторингов, информационно-справочную службу о компании, продукции, рекламной акции, «виртуальный офис» и т.п.

MDF Communications

На рынке компания появилась в феврале 1995 года. Предлагала три модели пейджеров марок Nec и Motorola Advisor. Цена на последнюю модель, кстати, была одной из самых низких в Минске.

Антенный комплекс обеспечивал устойчивый прием в радиусе 50 км, неустойчивый – 70 км.

Компания не была популярна, поэтому при появлении сотовых телефонов сразу понесла потери. В 2006 году MDF Communications исчезла с белорусского рынка.

Radio Data Stream

Это единственная фирма, организованная с участием государственного капитала (Минский городской радиотрансляционный узел) и обеспечивающая своих клиентов аппаратами марки Nokia (две модели). Появилась она 1 апреля 1996 года.

Для передачи информации использовала частоту работающих в FM-диапазоне радиостанций (что, как говорили, не самым благотворным образом сказывалось на качестве передаваемого сигнала).

Вместе с тем в сотрудничестве с аналогичными государственными предприятиями обеспечивала охват до 60% территории страны, а также роуминг в Вильнюсе, Риге, Москве и многих других городах России и СНГ.

На сегодняшний момент никаких сведений о работе компании нет.

Со времени появления пейджинговых операторов прошло около 20 лет, но многие пережили такой значительный для рынка возраст и продолжают работать. Очевидно, что популярность этих компаний совсем невысока, поэтому одни, как «БелРадиоПэйдж», продаются другим, более динамичным фирмам, а другие, как Vesso-Bel, пытаются справиться со всеми проблемами самостоятельно.

Но многие фирмы ушли с рынка, будучи уничтоженными и разоренными конкурентами. Ведь резкое уменьшение спроса на услуги всегда влечет за собой подобные «смерти» компаний.

Ну а сами пейджеры продолжают существовать. Например, доктора в Европе и некоторых отечественных клиниках по-прежнему пользуются пейджерами, а не мобильными телефонами, поскольку последние могут вступить в конфликт с некоторыми видами оборудования. К тому же у пейджеров отсутствует излучение.

Эксперты заявляют о том, что пейджеры как альтернатива сотовым телефонам еще долго будут находиться в работе.

Иллюстрация: Алла Савошевич.

 

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *