Никита Nomerz, художник из Нижнего Новгорода, известный в мире искусства благодаря своему проекту «Живые стены», провёл в Беларуси 3 лекции. В Гродно художник прожил несколько дней и даже успел разрисовать стену заброшенного здания. О том, чего боятся белорусские художники и что нужно делать, чтобы развивать стрит-арт, читайте в интеврью с Никитой
Уличное искусство как образ жизни
Для меня стрит-арт – это не только рисунки или объекты на улице. Это ещё и люди, которые меня окружают: у меня появилось очень много приятелей и друзей благодаря тому, чем я занимаюсь. Да и путешествую я тоже благодаря стрит-арту. Всё это складывается в единое целое, в образ жизни.
Я стараюсь вкладывать в работы свои идеи. Это не протестный стрит-арт, а просто мысли и высказывания на какие-то темы.
Про белорусские страхи
Белорусы боятся делать нелегальные рисунки, потому что это как-то отслеживается, ребят ловят, дают штрафы. Я заметил, что не только в Гродно, но и в Гомеле, и в Минске есть такой страх. И это не совсем минус ребят – это, скорее, минус системы.
Ещё здесь намного меньше рекламы, чем в России.
В Гродно мало стрит-арта
У вас в городе очень мало стрит-арта. Во-первых, потому что опасно рисовать в центре, да и здания там исторически ценные, ни к месту там рисовать, не нужно. Вот ребята, видимо, и не рисуют. А если что-то и делается, то оно быстро закрашивается, убирается. Видел несколько легальных площадок. Там есть нормальные штуки в плане граффити: неплохие шрифты, всё качественно. Видел там и рисунки персонажные – это мне ближе, интереснее.
Вообще, я не очень люблю легальные площадки в первую очередь потому, что легальная стенка – это просто кусок стены, большой прямоугольник, здесь нет возможности обыграть форму и фактуру. У такого объекта нет своей истории.
Теги как уличная грязь
В последнее время стал замечать, что теги в большинстве случаев стали меня раздражать. Это городская грязь, спам. Это не лучше рекламы или баннеров. Встречаются иногда красивые теги, которые можно оценивать на уровне каллиграфии, есть простенькие теги, написанные к месту, но это исключения, чаще всего теги – это просто грязь.
Что делать?
Для развития стрит-арта можно «пробивать» дополнительные легальные стенки, площадки, можно попробовать организовать фестиваль. Центр города – он исторический, и рисовать там не нужно, но в то же время есть спальные районы – они довольно скучные и нуждаются в росписи. Нужно просто инициативу проявить кому-то, кто готов заниматься организацией фестивалей. Ну, либо делать нелегально на свой страх и риск.
Уличные художники любят город
Сейчас я делаю документальное кино про стрит-арт и граффити в России. Уличные художники – каждый со своими мыслями, жизненными позициями, со своими стилями, разными подходами – я пытаюсь найти их точки соприкосновения. Эти люди близки по духу. Они любят город. Для тех, кто работает на улице, улица очень много значит. Люди, которые рисуют, чаще замечают городские особенности, какие-то плюсы и минусы.
фото работы «Пути».Nomerz / 2013 / Grodno, Belarus
В Гродно горячей воды нет, не то что…