Кто не носил в детстве мамины каблуки? А тени, поярче, под самые брови— то, что надо. Чем не самообразование, ведь этому нас никто не учит. Своим умом женщины доходят до простых истин: нужно подводить глаза, носить каблуки и прочее. Все это типичное проявление синдрома «Хочубытькакмама». Благо, мальчиков это участь обходит стороной. Еще не хватало, чтобы они расхаживали в отцовских галстуках и таскали пену для бритья. Этим шалостям не принято уделять внимание. Все происходит само по себе. Если родитель— авторитет, то почему бы не походить на него. В детскую голову по умолчанию заложено убеждение «Мама/папа не может говорить (выглядеть, вести себя) плохо». Имея перед глазами пример, мы копируем, перенимаем, заимствуем. А потом все становится таким натуральным, будто мы этому никогда не учились.
Самообразование— это состояние, в котором мы пребываем постоянно. Каждую минуту мы получаем новый опыт. Если к чему-то приходишь сам, это круто вдвойне. Разве соизмеримо для ребенка, когда родители просят его сделать что-то на камеру и когда все происходит само по себе, импульсивно? Не нужно опережать время. Особенно когда это касается детей.
Преждевременное взросление бывает природным. Такие дети рассудительны не по годам. Им не нужно растолковывать что-то 100500 раз. У них самообразование на каждом шагу. Не знаю, гениальность это или нет, но выходящее за рамки— это точно. Другое дело, когда детей взрослят искусственно. Процесс постижения мира у них такой же— искусственный. О, это целая индустрия. Да-да, потому что на досрочно оконченном детстве можно заработать хорошие деньги.
Говорят, детская косметика безвредна. Возможно. Но это не просто копирование маминого утреннего ритуала. В дошкольном возрасте все можно списать на игру, баловство. Но при виде накрашенной 10-летней девочки становится грустно. Не хочется даже употреблять заезженные слова «грим», «штукатурка», ведь это ребенок. У нее нет понимания, что она хороша без прикрас. Это комплексы и стереотипы, навязанные глянцем и телевизором.
Сегодня даже у маленькой девочки должно быть подобие дамской сумки вместо портфеля. А одежда? Не понимаю, как ребенок позволяет запаковать себя в ЭТО. Изворотливый и юркий по своей природе, он стеснен донельзя. Иногда я захожу в школу к своей первой учительнице. У нее сейчас первоклашки. Чего только не вытворяют эти карандаши— бегают, волочат один одного по полу, чуть ли не верхом ездят друг на друге. В крошечных пиджаках и галстуках… В нашей стране, конечно, мало кто к 1-ому сентября одевает ребенка в дизайнерский костюм. Но в мировом масштабе babyDior, ArmaniJunior и D&GJunior, думаю, имеют хороший доход.
Сегодня дети не понаслышке знают, что такое бизнес. В советское время, к примеру, режиссер предпочитал брать на роли близнецов. По закону ребенок мог находиться в кадре (фактически работать) только определенное количество часов. Когда заканчивалась «смена» одного, в кадре был другой. Сегодня в «Минуте славы» дети делают сложнейшие трюки без страховки, а репетиции длятся едва ли не сутками.
Не знаю, во что играют дети сегодня. Вспоминаю себя. У нас игрой номер один были куклы. Основную часть времени занимала постройка «домика» Мы могли обустраивать дома из лего часами, бурить все и строить заново. На саму игру просто не оставалось сил (забавная аллегория к нашей сегодняшней жизни). А вы видели лицо ребенка, который гамает в компьютерную игру? Тут одно из двух. Либо оно не выражает ровным счетом ничего— неморгающие глаза и приоткрытый в забвении рот. Либо это гримаса недовольства и агрессии, которая делает его похожим на маленького злобного тролля.
По-правде, я сама хотела поскорее стать взрослой. Мишн комплит. И что? Думаю, многие также мечтают о ненавистном когда-то дневном сне и регулярном питании, а рука не поднимается переключить канал, когда видишь дядюшку Скруджа. Так, может, не стоило торопиться? Есть крем от преждевременного старения. А что-нибудь от преждевременного взросления уже придумали?