Хамство на дорогах: кто прав, а кто виноват?

1270195785_cartoon_ham_1Любой из нас ежедневно оказывается в общественном месте, будь то транспорт, университет, кафе, магазин или просто улица. Там мы сталкиваемся с совершенно разными людьми и некоторые из них не отличаются воспитанностью. А не задумывались ли вы, что именно хамство и неуважение к другим людям зачастую становятся причиной испорченных нервов, травм, а порой даже и смерти? Особенно опасно хамство на дорогах, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.
Казалось бы, все с детства должны знать, что проезжая часть – это место повышенной опасности. Но как показывает практика и сводки о ДТП, некоторые этот факт не усвоили даже в зрелом возрасте. Как говорится, хочешь изменить мир, начни с себя, но, к сожалению, не каждый из нас так думает.
Когда участники дорожного движения относятся неуважительно друг к другу, то даже правила дорожного движения оказываются бессильными. Часто наблюдается хамство со стороны водителей по отношению к другим водителям. Некоторые спокойно стоят в правом крайнем ряду и не пропускают соседа позади себя, которому нужно проехать прямо, хотя по требованиям знака они обязаны это сделать. Кто-то подрезает тебя и перед самым носом нагло втискивается в твою полосу. Кто-то плетётся в крайней левой по МКАД. А некоторые индивидуумы вообще умудряются остановиться посреди проезжей части, включить «аварийку» и мирно беседовать через приспущенное стекло со знакомым на улице. Примеров можно привести много.
Невольно вспоминается наделавший шуму случай с водителем городского автобуса, который решил «научить» ПДД и вежливости на дороге владельцев легковых автомобилей. Метод, мягко говоря, он выбрал странный. Даже заголовки в Интернете звучали одиозно. Мол, в Минске орудует водитель-маньяк. Герой интернета не только гордо рассказал о том, что за прошлый год он стал участником 20 аварий, но и поделился своими записями с регистратора на YouTube. Причём по роликам видно, что водитель автобуса даже не пытается притормозить и просто таранил те машины, которые его подрезали. Свои поступки он оправдывал тем, что не имел возможности экстренно затормозить, так как из-за этого могли быть травмированы его пассажиры. А также убедительно попросил водителей легковушек не лезть под общественный транспорт. Однако существует и такое неписанное правило, как «возможность предотвратить ДТП». В большинстве случаев правдолюб-любитель мог предотвратить ДТП, но намеренно шел на столкновение. В итоге справедливость восторжествовала, городская ГАИ признала вину горе-водителя в последнем ДТП и лишила прав на два года.
Добровольный судья решил ответить хамством на хамство, не учитывая тот факт, что на дороге это не очень уместно и большинство его ДТП можно было бы избежать, едва нажав на педаль тормоза. Поэтому поступил он ничем не лучше, чем те самые водители, которые пытались подрезать его автобус. Принципы дедушки Линча не совсем уместны в наше время.
Извечным также остаётся конфликт между водителями и пешеходами. Зачастую водители ведут себя крайне неподобающим образом: не пропускают пешеходов на переходах, несутся на уже загорающийся красный сигнал светофора, на полной скорости обливают пешеходов из луж… Но когда смотришь рубрику «Происшествия» на портале TUT.BY, то, прочитав материал, ловишь себя на мысли, что во многих случаях виноваты сами пешеходы. Нет, по правилам они зачастую правы, но нередко их поведение не вписывается в законы вежливости. Водитель обязан пропустить пешехода, но ведь он может ошибиться, элементарно не увидеть человека из-за плохих условий погоды, не успеть среагировать на внезапно появившегося гражданина. Пешеходу легче остановиться, лишний раз повернуть голову и посмотреть, не едет ли транспортное средство. Мы ведь сами в первую очередь отвечаем за свою жизнь, а не какой-то водитель. Зачем бежать сломя голову через дорогу, когда ты не знаешь, кто за рулём? Вдруг тому человеку резко станет плохо, вдруг он не опытен или даже пьян? Правота в этом случае не убережёт от несчастия.
Я не раз наблюдала, как мамы с детьми перебегают шестиполоску, не дойдя каких-то 50 метров до подземного перехода. Иногда даже умудряются разгуливать с колясками посреди проезжей части. Мы с самого детства приучаем детей к хамству и неуважению к другим, а потом ищем причины их неадекватного поведения.
Воспитание граждан, на мой взгляд, должно входить и в обязанности ГАИ. Именно из-за некоторых нововведений в правила у пешеходов сложился стереотип, что они везде правы. Штраф пешеходам в неположенном месте или на красный сигнал светофора? Такое редко встретишь. Разве что, за отсутствие на одежде световозвращающего элемента. С таким я сама сталкивалась, причём не весьма компетентные сотрудники инспекции пытались доказать, что я обязана надевать фликер, если двигаюсь по обочине, навстречу транспортному потоку. Хотя в ПДД этот момент трактуется по-иному.
Если мы будем по-хамски относиться друг к другу, то и никакие изменения в правилах не помогут. Ведь многих ДТП с самыми тяжелыми последствиями можно было бы избежать, будь мы немного уважительнее к тем, кто с нами рядом. Кто прав, а кто виноват? Не нужно искать ответ на этот вопрос. Нужно просто научиться уступать друг другу.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *