Деловая журналистика для неделовых людей

Новости

Представьте, что вы среднестатистический потребитель. Вы приходите в магазин, чтобы помимо продуктов купить какую-либо прессу, за чтением которой можно будет убить часик, выпить кофе и получить удовольствие. Для этих целей отлично подходят журналы с тематикой, направленной на широкую аудиторию, написанные простым языком и рассчитанные на то, чтобы читателя развлечь. Однако что же делать специализированным изданиям с тематикой, которая интересна далеко не всем? Как развлечь своего читателя, не уходя от поставленной задачи и темы?

Ответы на эти вопросы долгое время интересовали меня как начинающего журналиста. И хоть деятельность моя связана с фотографированием, бес противоречия привел меня на мастер-класс редактора «Forbes online» в России Александра Богомолова. Занятие проходило в рамках фестиваля молодежной журналистики «Твой Стыль» в Гродно. Полтора года назад Александр занимал пост главного редактора газеты «Московские новости», а теперь он отвечает за журнал «Forbes» в интернете.

IMG_4258

Издание это рассказывает истории успеха и стратегии бизнесменов, олигархов. Журналисты проводят всевозможные расследования, открывают публике тех людей, которые принимают важные решения в государстве, скрываясь за фасадом мелких спикеров. Однако журнал известен в первую очередь своими рейтингами. Российские олигархи из года в год стремятся попасть в «Рейтинг самых богатых людей России по мнению Forbes», так как для них это реальный показатель успеха.

Но не только этот журнал может похвастаться качественной деловой журналистикой. В России также существуют газета «Ведомости» и «РБК». Однако важное отличие «Forbes» от этих изданий состоит в том, что у его владельцев, немецкого издательского дома «Axel Springer SE», основным источником дохода являются качественные медиа. А это значит, что владельцы журнала никак не связаны с экономикой, и государство не имеет возможности ущемить их. Александр также рассказал о понятии «стены», когда редакция полностью изолирована от каких-либо коммерческих организаций, и те не оказывают влияния на содержание материалов. «Forbes» сам решает, о ком писать.

Однако что же такое качественная деловая журналистика?

Это симбиоз достоверности и стиля. Каждая редакция должна задавать себе вопрос «что нужно аудитории?». И тут важны не только временные рамки, но и сами читатели. На Западе многие играют на бирже, продают и покупают акции. Такой аудитории важно видеть в прессе показатели и прогнозы, которым можно доверять. В Восточной Европе дела обстоят совершенно по-другому. Читатель покупает «Forbes», чтобы приобщаться к экономической сфере жизни. Ведь в этой сфере вполне возможно преуспеть, что доказывается всевозможными примерами путей к успеху, которые редакция приводит в журнале. Ну и, конечно, важную роль играет факт человеческого любопытства, интереса к жизни богатых людей. А поэтому можно выделить три фактора, которые должна учитывать редакция, чтобы прийти к успеху: качественная журналистика, интересные истории и современные методы подачи информации. При соблюдении этих трех пунктов потребитель сможет читать любую прессу любой тематики.

IMG_4259

На мастер-классе Александр привел пример «The Wall Street Journal», который начал печатать материалы о спорте на последних страницах. Казалось бы, нелепо. Но именно тут и работает принцип приспосабливания к потребностям аудитории. Журнал «Forbes» использует несколько другие приемы подачи такой информации. Редакция пропускает новости спорта через деловую тематику, а на выходе читатель получает всевозможные рейтинги самых дорогих футбольных клубов, игроков, богатейший тренеров и т.д.

Слайдшоу

Прием, выделенный Богомоловым и который напрямую связан с фото, это именно слайдшоу. Способ, позволяющий не только показать картинки, но и рассказать целую историю или даже несколько историй, он идеален для сайтов. При просмотре ресурс набирает те самые желанные «клики», трафик растет, да и читателю интересно.

Инфографика

Суть проста: человеку не нужна лишняя информация, инфографика спешит на помощь. Именно с ее помощью, журналист может превратить графики, таблицы, текст и фото в одну привлекательную картинку, которую довольно занимательно изучать. Интернет дает возможность делать инфографику интерактивной, что придает ей больший функционал. Да и нажимать на красивые кнопочки на экране нравится многим. По мнению Александра Богомолова, если есть история, которую можно рассказать с помощью инфографики, нужно это сделать. И даже без сопроводительного текста.

Мультфильмы

Не уверена, что перспективы человечества оптимистичны, раз уж подавать информацию необходимо в виде мультиков, но что поделать. Не буду о грустном. Ролики в данном случае представляют собой смесь мультфильма и инфографики. Они должны быть динамичными и краткими, должны содержать в себе только самую важную информацию по теме. В качестве примера Александр показал видеоролик о том, кому в России принадлежит телевидение. И, казалось бы, несколько скучная тема превратилась в настоящий экшн. Для создания подобного рода роликов, редакция нанимает специальную команду специалистов из студии.

В конце мастер-класса Александр Богомолов ответил на вопросы, которые незамедлительно последовали от слушателей.

— Какого журналиста вы примете на работу?

— Я не смотрю на диплом и возраст, но смотрю на прошлое. Я не возьму журналиста, который ленив, которому неинтересно этим заниматься. Испытательный срок у меня составляет три месяца, иногда один. Расстанусь с человеком, который упускает возможности. Ну и, конечно, свою профессиюнадо любить.

— Что вы думаете по поводу распространенного мнения о том, что газеты скоро умрут?

— Ну да, умрут. Умрут, когда уйдет то поколение, которое еще к ним привязано. А в целом-то, какая разница? Это всего лишь способ передавать информацию. Я слышал мнение, что и Интернет скоро умрет (смеется). Главное, что журналистика останется. И если появится способ передавать информацию через утюг, будем передавать.

print


2 комментария по теме “Деловая журналистика для неделовых людей

  1. Дочитать до конца реально трудно, но идея с мультиками мне нравится.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  2. Дарья, за семестр можно было усвоить, что размер фоток по ширине не более 565px! Тест на мониторе не читается.
    Публикация очень слабая. Зачем эта пространная врезка? Первый абзац вообще никакой. К чему писать во втором абзаце от первого лица? Дальше вообще «простыня» текста. Выражения типа «в рамках» отбивают всякое желание читать. Ну и заголовок.
    Переделывайте материал!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *