Ольга Клюшкина шесть лет жила на два города (Минск-Москва), так как училась на заочном отделении журфака Московского государственного университета им. Ломоносова. О том, почему Москва не подходит для жизни и почему сейчас пишет исключительно для себя, она расскажет сама.

— Оля, расскажите, как решились уехать в совсем незнакомый город?
— Идея поступления в МГУ появилась тогда, когда я заканчивала десятый класс столичного лицея №2. В итоге весь последний год обучения посвятила подготовке к экзаменам. В приоритете у меня были литература и языки (русский, английский). Чтобы добиться поставленной цели я штудировала учебник Розенталя и «шуриков» (так называют два тома по русской литературе, так как на первом размещен портрет Пушкина, на втором — Блок), занималась с репетитором по английскому.
Решение далось совсем нелегко. Помню, как папа «приободрил» меня перед первой поездкой в Москву: «Как бы нам потом тебя в розыск не пришлось объявлять!» Он всегда не любил этот город и до сих пор относится к нему плохо.
— Значит, в «белокаменную» Вы приехали не очень оптимистично настроенной, а как она Вас встретила?
-Москвичей многие описывают как грубых, самовлюбленных, напрочь лишенных чувства такта людей. Я убедилась: это не так. По крайней мере, не всегда так. За время обучения в МГУ встретила много добрых и очень отзывчивых людей, которые при этом были коренными москвичами. Мне неоднократно помогали, практически не зная меня, — выручая жильем, деньгами, простыми разговорами. Не могу вспомнить, чтобы хотя бы раз кто-то в Москве меня обманывал или подставлял. Но, возможно, мне просто повезло.
— Как проходили вступительные экзамены? Как Вы считаете: какой экзамен (русский или белорусский) сдать легче?
— Когда я поступала в МГУ, абитуриенты не сдавали ЕГЭ — кандидатов отсеивали местными экзаменами. На всех факультетах сдавали русскую литературу, английский и профильный предмет. В частности на журфаке требовалось успешно пройти собеседование и написать эссе на заданную тему. Не берусь сравнивать сложность экзаменов в России и Беларуси. Могу лишь сказать, что мне было непросто.
— Так как Вы учились на заочном отделении, то приходилось жить на два города. Сложно ли это? Почему не переехали в Москву?
-Я постоянно живу в Минске. На третьем курсе планировала переехать в Москву, но планы изменились: внезапно попала в больницу, после чего жизнь пошла по новому пути. Пропущенные из-за болезни зачеты и экзамены пришлось сдавать осенью, в одиночку, вызванивая преподавателей и ловя их между парами для студентов дневного отделения. Та сессия оказалась для меня едва ли не самой большой проблемой за весь период обучения.
Заочное образование подходит самостоятельным людям, которые готовы учиться сами. Если у тебя хватает воли освоить нужный материал в установленные сроки, никаких особых сложностей не возникает. Разве что есть некоторые неудобства с переездом, оформлением общежития и выбиванием нормальной комнаты в нем.
-Помните день, когда познакомились с университетом? Какое впечатление он произвёл? Что можете рассказать о преподавателях?
Помню, как пустила слезу, когда поздно вечером приехала на Воробьевы горы и впервые увидела главное здание МГУ. Я тогда только собиралась идти на День открытых дверей, и потому университет еще представлялся мне мечтой. А когда я поступила, мечта спустилась прямо к моим ногам.
Что касается преподавателей, то на каждом курсе от общения с ними у нас оставалось много впечатлений. Одних преподавателей мы слушали с упоением, на лекциях других спали. Кого-то обожали, других считали немножко сумасшедшим, даже боялись. Например, на первом курсе мы с ужасом ждали зачета у преподавателя по античной литературе. Ходили слухи, что некоторые студенты старших курсов сдавали ей предмет едва ли не по два десятка раз. В итоге наши опасения оправдались: некоторые одногруппники ходили к этому преподавателю чуть ли не каждую неделю. Мне, к счастью, удалось «сдаться» сразу.
При всём при этом у нашего отделения был один весомый плюс: любой заочник при желании мог ходить на лекции для студентов дневного или вечернего отделения, причем абсолютно бесплатно.
С одногруппникам поддерживаем связь, периодически видимся. Например, прошлым летом встретились на свадьбе одной из сокурсниц. Но чаще всего, конечно, общаемся посредством Интернета. Хотя и это не позволяет сохранять наши отношения такими же теплыми и близкими, какими они были в период обучения.
— Можете приоткрыть завесу тайны: сколько стоило обучение и сильно ли отличалось в цене от белорусского?
Я училась на бесплатном. А в момент поступления вариант платного образования мы с родителями даже не рассматривали. Кроме того, для меня коммерческая форма обучения, тем более на заочке, — это в некотором роде признание собственной несостоятельности. Я считаю так: если ты вдруг не набрал достаточное количество баллов, стоит просто подготовиться лучше и повторить попытку в следующем году.
Тем более что год обучения в институте стоит немало, особенно если речь идет про МГУ. Сравните: в 2011 году мои одногруппники-платники отдавали за свое обучение примерно 2400 долларов за курс плюс жильё. А в это время в БГУ учеба на дневном стоила чуть больше 1000 долларов в год. Существенная разница.
В 2013-м году на заочное отделение факультета журналистики МГУ больше не проводился набор. Мне печально говорить об этом, но не раз, будучи студенткой, я слышала, что заочку планируют закрыть из-за сомнений насчет уровня подготовки студентов этого отделения.
— Несмотря на то, что Вы большую часть времени проводите в Минске, сравнить Москву и Минск сможете. Есть ли у той, которая никому не верит, свои минусы?
— Минск чистый, спокойный и более медленный: здесь никто никуда не бежит, даже если опаздывает. Мы не страдаем от пробок так, как москвичи. В белорусской столице не встретишь так много гастарбайтеров, как в российской. Москва деловая, спешащая, грязная и очень нервная. Как говорят многие, Москва — город не для жизни.
-Существует ли какая-либо практика от вуза? Где работаете в данный момент?
Практики в том виде, в котором она существует в Беларуси, у МГУ нет. Однако в университете можно найти предложения работы: для сдачи практики, которая требуется от студентов на третьем курсе, или для официального трудоустройства на постоянной основе.
В течение нескольких лет я работала главным редактором портала relax.by, после — на туристическом ресурсе. А год назад решила сменить специальность и стала тестировщиком — человеком, который, по сути, так же, как и редактор, следит за качеством выпускаемого компанией продукта. Правда, находя ошибки не в тексте, а в софте. При этом я продолжаю писать, но уже не за деньги, а для себя.
— Как Вы представляете свою будущую карьеру?
— Мы с молодым человеком не исключаем возможности переезда в другую страну на ПМЖ в будущем. И тестирование в этом контексте для меня намного более перспективно, чем журналистика. Отчасти потому, что мой английский, к сожалению, не настолько хорош, чтобы писать для зарубежных СМИ. При этом его более чем достаточно для работы тестировщиком за границей.
Диплом МГУ всегда котировался в мире, ведь на протяжении многих лет вуз входит в список 200 лучших университетов планеты. Как бы ни сложилась моя судьба в итоге, я никогда не пожалею о том, что получила образование именно в нем.