Уже вошло в традицию рассуждать на тему удачной/неудачной практики. «А что думают руководители практики?» – задали мы себе вопрос и отправились в редакции республиканских газет.
Сергей Русланович Кусин, заместитель начальника управления интернет-проектов по техническим вопросам газеты «СБ. Беларусь сегодня»:
– Студенты приходят с разным уровнем подготовки и желанием работать. Некоторые появляются в редакции только в первый и последний дни практики ради оформления всех бумаг. И при таком уровне опыта мечтают работать на Онлайнере, так как в интернет-среде это считается самым престижным. Более собранные и ответственные практиканты успевают не только поработать над собственными текстами, но и сделать за месяц до восьмидесяти рерайтов. Скажу, что на работоспособность студентов влияет не столько подготовка в стенах вуза, сколько личностные качества будущего журналиста.
Николай Иванович Щербаченя, заместитель главного редактора газеты «Сельская газета»:
– Если студенты практикуются, а потом сотрудничают с нами на протяжении года – это хороший знак. Ведь они еще в процессе учебы стараются не только познакомиться с изданием, но и по-своему взглянуть на вещи, выразить свое мнение. Принимал на практику многих ребят, которые теперь в штате работают. Лично я считаю, что плохие студенты в газету не ходят. Конечно, поначалу приходится сильно редактировать текст. Не очень расстраивайтесь, если не получается что-то написать, если вас очень много правят. Наоборот, когда вносят правки – это хорошо. Это значит, что у вас там есть главная мысль. Плохо, когда сразу заворачивают материал или подписывают его не глядя. Вообще, чтобы человек научился грамотно писать и «вошел» в стилистику газеты, нужно 3-4 года. Даже некоторых профессионалов, которые по 20-30 лет работают в журналистике, я тоже правлю. И они воспринимают это как должное. Наверное, каждый студент хочет как можно раньше устроиться по специальности. Предложение работать в штате исходит из качества материалов: могут и после первого материала предложить сотрудничество, и после двадцатого. А могут и вообще не предложить. Главное, зарекомендовать себя каким-то необычным, хорошим материалом, который, может быть, не сразу найдет отклик в обществе, но его хотя бы будет интересно читать.
Сергей Сергеевич Шафалович, главный редактор газеты «Унiверсiтэт»:
– У нас проходят практику младшекурсники. Первый курс практически не имеет опыта, но откровенно слабых ребят я не встречал. Студенты разные, конечно, попадаются. Наиболее способные из них потом остаются сотрудничать с «Унiверсiтэтам». Вместе нам интересно работать, обмениваться опытом. В этом процессе раскрываются все достоинства, подмечаются недостатки. Существует общественно-студенческая редакция, в которую входят четыре-пять студентов, пишущих на постоянной основе. Коллектив периодически пополняется, обновляется. Хочется отметить, что по сравнению с предыдущими годами, поток практикантов увеличился. Раньше, когда мы находились на Бобруйской, нам приходилось организовывать встречи со студентами журфака, рассказывать о газете. Впрочем, и сейчас это было бы не лишним, например, на вашей конференции по практике в ноябре.
Ирина Алексеевна Слободич, главный редактор газеты «Знамя юности»:
– Редакция газеты старается помочь журфаковцу увидеть ошибки в материалах. Часто студентам не хватает фактов, официальных комментариев в текстах. Не каждый задает интересные вопросы во время интервью. Бывают и стилистические ошибки. Некоторые авторы не сразу понимают значение критики и воспринимают ее в штыки. Но после начинают благодарить за нее. По-моему, если юный корреспондент реагирует так, то это даже хорошо: ведь ему не все равно, он пропускает текст через себя. При всем при этом могу заявить, что есть студенты, которые удивили качественными материалами, напористостью и стремлением громко заявить о себе, высказать свои мысли. Газете необходим свежий взгляд на социальные проблемы. В процессе работы ребята находят свой жанр и стиль.
Михаил Николаевич Кучко, заместитель главного редактора газеты «Рэспубліка»:
– Преподаватели желают вам всего самого лучшего и хотят, чтобы вы чаще публиковались. Я не знаю точного количества публикаций, которые студентам необходимо написать за практику. Но пусть лучше будет один стоящий материал, чем десять текстов ни о чем. Не сторонник я и того, чтобы править и много раз переписывать текст. Я сторонник того, чтобы из этого текста вытянуть суть. Каждый имеет право на какой-то индивидуальный почерк. А писать общеизвестными, избитыми фразами – зачем? У меня свой словарный запас, у вас свой.
В нашей редакции нет такого отношения: «Мы сами заняты, работать с вами не будем». К практикантам относимся как к будущим коллегам. Ведь каждый состоявшийся журналист когда-то был таким же студентом. Чаще всего молодежь пишет репортажи в отделе новостей. Почему-то на практике, как и в джазе, одни девушки. Многие хорошо работали в социальной тематике: ходили по домам стариков с социальными работниками, с участковым по злачным местам Минска. А лет 5 назад, когда «Рэспублiка» переходила на новый формат, студенты нам очень помогли. Шла смена кадров, не хватало материалов. Так что некоторые целыми полосами печатались. Хорошие вы ребята, но где деваетесь – не знаю. А ведь сколько людей выпускается! Мы потом не можем на работу взять никого, честное слово. В общем, практика – дело нужное. Поначалу ничего не знаешь: что писать и как. Набиваешь себе шишки и синяки. Самое легкое – это поставить свою фамилию в конце, но пока до нее доберешься, нужно через многое пройти.
ТЕКСТ и ФОТО: Таня Морева, Шура Громыко, 4 курс
(«ЖФ», рубрика – «Свободный доступ»)