Ольга Анципович: «Журналистика – это сфера имен и опыта, а не должностей»

Новости

Все, что нужно студенту-журфаковцу для овладения профессией – это постоянная практика и живой интерес», – уверена Ольга Анципович, редактор сайта  kp.by и заместитель редактора газеты «Комсомольская правда в Белоруссии». Со свойственной ей приветливостью и мягким юмором Ольга рассказала нам о том, как добиться успеха в журналистике, чего не стоит делать на практике и почему журналисту лучше расти не вверх, а вширь.   

y3X-oYlegaMЛюди хотят знать, брать ли зонтики на выходные

Когда еще училась в школе, как и положено многим детям, склонным к романтике, решила, что нужно изменить мир и для этого надо непременно стать журналистом. Написала пару заметок в газету «Наша слова», а когда уже поступила и училась, стала сотрудничать с «Народной волей». Ее всегда читали мои родители. Поэтому мой выбор был предсказуем.

«Народная воля» оказалась хорошей школой журналистики в плане стрессоустойчивости. Там я многое для себя поняла: например, не всем может быть интересна тема, которую ты предложил, не все, что ты написал, может выйти в газете, кое-что просто полетит в мусорку, и иногда тебе приходится писать то, что кажется абсолютно неинтересным. Но потом ты видишь, что это нашло отклик у читателей, понимаешь, что редактору, возможно, и виднее, чем надо заниматься начинающему журналисту. Поэтому вот важный совет студенту: свои темы нужно предлагать, продвигать, но если их упорно не берут и предлагают делать что-то другое, от этого другого тоже ни в коем случае не стоит отказываться. Это ведь не настенная газета для мамы, а издание со своей политикой и принципами, и если ты хочешь в нем печататься, значит, их надо как-то принимать. Да, всем хочется сразу написать что-то великое, какое-нибудь мега-расследование про ядерное оружие, а редактор говорит писать про погоду на выходные… Обидно, но вы пишите! Люди хотят знать, брать ли зонтики. И вы, как журналист, должны им помочь!

И еще всегда представляйте того, для кого пишете. Придя на практику в газету или на сайт, нужно знать (а если не знаете – спросите у редактора) аудиторию издания: кого там больше – мужчин или женщин, какой средний возраст, какое у них образование, где они живут. И потом при выборе и проработке тем задавайте себе вопрос: а вот именно такому читателю будет интересно то, что я пишу?

…Окончательно заразил меня журналистикой Александр Старикевич – замечательный журналист и лучший редактор, которого я встречала в жизни. Мы работали вместе в газете Федерации профсоюзов Беларуси «Беларускi час». Он привел туда команду, для которой журналистика — драйв, класс и удовольствие. Когда Старикевича сняли с должности, я ушла вслед за ним, потом оказалась в «Комсомольской правде» и вот уже более 10 лет работаю здесь. «Комсомолка» учит даже самые сложные вещи писать легко и доносить до людей. Когда пришла, работала как журналист, потом была редактором отдела происшествий, а теперь – редактор сайта.

На что способен нудный заголовок

Большинство материалов у нас идет и в газету, и на сайт. Редакция мультимедийная, журналисты и пишут, и фото могут снять, и на сайт все выставить с правильной подачей. Конечно же, главное – контент. Хорошая тема и качественное ее исполнение. Но в интернете большое значение играет заголовок, поэтому даже самый гениальный текст с занудным заголовком не будет кликабелен. На сайте мы ограничены: у нас есть заголовок, лид и фотография. И этого должно быть достаточно, чтобы человеку хотелось нажать на ссылку, а дальше нужно его удержать, чтобы он долистал до конца страницы, чтобы что-то его цепляло. Желательно сделать так, чтобы он еще и комментарий оставил, а через полчаса зашел и посмотрел, что ему на его комментарий ответили – то есть нужно «подсадить» на статью.

Специфика внутренней кухни

Люди, с которыми я работаю больше 10 лет, для меня уже не просто коллеги – это что-то большее. Ты врастаешь в редакцию, проникаешься ее духом. Иногда, когда я слышу вне редакции какую-то новость, то представляю, с каким юмором это мог бы написать Андрей Осмоловский или как трогательно рассказала бы это Наташа Кривец (журналисты газеты «Комсомольская правда в Белоруссии» – прим. «ЖФ»). У нас есть целые талмуды, куда мы записываем приколы, смешные фразочки из жизни редакции. Зачитывать их – это наше любимое занятие на каких-то праздниках, корпоративах. Конечно, иногда смешно это только редакции. Специфика внутренней кухни, так сказать.

Студент должен быть живой и уметь загораться темами

Студенты, которые приходят на практику, абсолютно разные: есть очень много заводных и активных, а есть те, которые, как я говорю, еще не проснулись. Возможно, они проснутся в ближайшие годы, а если нет – можно благополучно спать дальше и заниматься чем-нибудь другим, а не журналистикой.

Самое страшное, что можно сделать, придя на практику, – это ходить со скучающим лицом, быть как мертвая амеба. Когда студент приходит в 12 дня, и я спрашиваю, какой сайт он с утра открывал, а он, зевая, говорит, что никакой, и что газеты не очень читает, и на паблики СМИ в соцсетях не подписан, то возникают вопросы, почему он в журналистике.

Интерес к профессии должен быть изначально! У человека, который горит, все получится, а у того, кто спит, выходят вымученные материалы, которые хочется быстро закрыть, а студента этого никогда больше не видеть.

О девочках-отличницах И о том, чего не хватает на журфаке2yRbVhn26_o

На журфаке теории как раз предостаточно, а вот практики нужно больше. Один месяц для практики – это мало. На моем курсе ребята, которые стали успешными в журналистике – это те, кто переводился со второго курса на заочное, чтобы полноценно совмещать учебу и работу, или те, которые уже работали со второго курса в штате газет и телевидения.

Я знаю случаи, когда девочки-отличницы, знающие на память все жанры журналистики, приходили в редакцию и были в глубоком шоке, потому что, оказывается, фельетон не пишется уже 108 лет, и зарисовок в газете тоже нет, а самое главное, что нужно уметь – это делать все быстро и качественно, знать, кому позвонить, и не рыдать, если тему не одобрили. Журналистика – это определенный стиль жизни, в который нужно вписаться. Иногда это никак не связано с оценками в дипломе.

О том, почему «спать» для журналиста – это плохо, а расти вширь – хорошо

Журналисту можно расти по карьерной лестнице вверх, а можно вширь. Вы можете не стать главным редактором, но быть высококлассным корреспондентом, имя которого будут узнавать читатели, который будет держать своими текстами газету. При этом запись в трудовой книжке у него будет та же все 15 лет – и ничего. Не всегда важно, как ты там называешься. Журналистика – это сфера имен и опыта, а не должностей. Ты можешь всю жизнь расти, можешь начинать жить заново: например, поменял тематику, о которой пишешь, и с этого начал новый жизненный виток.

«Фишка», которую можете принести только вы

Понятно, что всем хочется написать статью, чтобы ее прочитало 3 млн. пользователей, было 70 000 откликов и чтобы тебя узнавали на улице как лучшего журналиста страны. Но нужно соизмерять амбиции с реальностью. Нужно идти туда, где интересно самому. Если хотите пойти в «Комсомолку», потому что ее читают все ваши родственники, и вам важно, чтобы бабушка и мама получили газету и увидели там вашу фамилию – хороший посыл, приходите!

Многие люди делают свое дело на сайтах, которые не имеют большой посещаемости, при этом их материалы настолько высококлассные, что ты пойдешь на этот сайт, чтобы посмотреть, как там отработана эта тема, а не на агрегатор, который «косит» большой трафик, но при этом близко не может похвалиться такими своими текстами.

Если не знаете, о чем писать – начните со своих увлечений. Занимаетесь вольной борьбой – сделайте интервью с тренером. Задайте ему такие вопросы, которые никогда в жизни не задаст журналист, который сам борьбой не увлекается. Найдите какие-то «фишки», которые известны только профессионалам, расскажите о профессиональных шутках, анекдотах, которые рассказывают спортсмены в раздевалках. Выцепите что-то такое, чтобы стало ясно: такую «фишку» могли принести в редакцию только вы!

ТЕКСТ: Алеся ДАШУК, 3 курс («ЖФ», рубрика — «Мастер-класс»)

print


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *