Ещё один набат

Наболело

Впервые за время работы моей мамы в больнице побывала там по-настоящему. Впечатления сильнейшие и противоречивые.
Мама работает санитаркой. Помимо обычной лечебницы, в больнице отведено место для постоянного пребывания пожилых людей, за которыми нужен уход. Своеобразный дом престарелых, только значительно меньше.
Пока ждала окончания маминой смены, прошлась по всем палатам, поговорила с лежащими там стариками. Вот – бабушка Женя, у неё очень сложный характер и, как я узнала позже, единственный сын в городе. Вот – бабушка Ира, весёлая и общительная и, между прочим, воспитала троих детей, которые в настоящее время живут в разных городах Беларуси. Дедушка Сергей: он не может ходить (до того стар и болен), однако так же имеет трёх дочерей и сына, живущего совсем недалеко от больницы. И это не все старики… из восьми пенсионеров только одна бабуля не имела детей и внуков. У остальных же: взрослые дети (и не по одному ребёнку), самообеспеченные внуки. Что же получается? «Одинокие старики», за которыми ухаживает государство, не такие уж и одинокие? Так почему дома престарелых переполнены и ещё многие пожилые люди нуждаются в опеке?                          images (1)

Оправданий – море. Сын одного из стариков сказал: «У меня своя семья и не настолько много времени, чтобы смотреть за отцом!» Это и многие другие заявления вызывают во мне негодование: неужели детство и правда, настолько далеко в прошлом, что, даже чтобы вспомнить о нём, нужно вывернуть память наизнанку? Много времени было у твоего отца, когда ты был маленьким? Пятеро детей, из которых ты не самый младший, работа в колхозе, несколько полей, огород… но, что самое главное, ни единого помощника: родители умерли сразу после войны от какой-то болезни, а жена – после рождения пятого ребёнка. Однако отец никого из вас не отдал в детский дом, кому-нибудь из деревни…да мало ли ещё куда. Нет! Он воспитал вас всех: одевал, обувал, кормил, дал образование. Неужели он не заслужил твоего внимания хотя бы на последние пару лет своей жизни? Чего ещё тебе недоставало, чтобы сейчас ты мог дать ему малую толику той заботы, которую получил от него в детстве? Многое можно ещё сказать, правда, вряд ли это что-то изменит. Но и молчать тоже не нужно.

babulya

С другой стороны – иная картина. Моя дальняя родственница 15 лет ухаживала за своей больной старенькой матерью. Жили они в трёхкомнатной квартире: моя тётя с мужем, её сыновья с жёнами и мать. Однако за всё время, пока приходилось досматривать пожилую родительницу, никто не слышал от неё слов негодования или возмущения, а о том, чтоб сдать маму в дом престарелых, моя тётя даже слышать не хотела. Сейчас она соглашается, что было очень трудно, но с улыбкой добавляет: «Я ни разу не пожалела, что сама смотрела за мамой. Это только крохи благодарности за подаренную мне жизнь и моё воспитание!» Не лучше ли так? Или мы настолько слабы, что такого рода трудности нам не по плечу? Глубоко сомневаюсь.

Сейчас нередко можно услышать о деградации современного человека. Так ли это? В этом ли дело? На подобную тему рассуждать можно долго и безрезультатно. Но ясно одно: сейчас разговаривать с людьми стало сложнее, а тем более воззвать к их совести.
Многие социологи, журналисты поднимают этот и другие  вопросы морали, бьют в колокола, но никаких изменений в обществе не видно. Как же достучаться до твоей совести, человечество?

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *