Связь искусства и науки

modern-artОб общности науки и искусства написано, наверное, очень много, а сказано ещё больше. Исследователи пытаются открыть новые аспекты и грани, выявить новые близкие, похожие друг на друга стороны этих фундаментальных способов познания реальности. Ощущение тяжести разрыва, произошедшего между наукой и искусством во времена Ренессанса (15-16 века н.э.), побудило многих мыслителей, деятелей науки и искусства начать поиск того, что способно объединить Науку и Искусство в одно единое целое, создав абсолютный синтез Высших Ценностей – Истины, Добра и Красоты.

С эпохи Ренессанса, когда усиление рационализма и специализации научного знания отдалили науку от искусства, и до сегодняшних дней, когда современный постмодерн воспринимает искусство и науку с определённым скепсисом и иронией, не прекращаются попытки если не соединить науку и искусство, то, по крайней мере, сделать их источником вдохновения друг для друга.

Осознавая влияние научной мысли, научной методологии и научных достижений на общественное создание, культуру и человеческое мышление, искусствоведы и культурологи призывают усилить обратную связь искусства и науки, сделав культуру одной из основ развития научного знания. Раздаются призывы усилить воздействие культурных феноменов на проводимые научные исследования, инновационную деятельность и анализ получаемых результатов, построить отношения так, чтобы деятели культуры, художники и писатели, больше понимали учёных и были заинтересованы в высоких результатах научных разработок. Учёные и технологи, в свою очередь, подвигнут деятелей искусств к открытию новых граней и аспектов реальности, способствуя более глубокому, яркому и чувственному познанию мира, что найдёт своё выражение в богатстве новосозданных шедевров современного искусства www.dukoe.com. Человечество, несомненно, только бы только выиграло от такой взаимосвязи.

Социологи и культурологи предлагают сместить ракурс исследований стыка науки и искусства, и рассматривать научные эксперименты не просто как очередное проявление сухой научной методологии, а как культурное творчество, реализацию культурного бессознательного, культурного кода исследователей. В этом ракурсе уже смогут проявить себя элементы искусства, даруя продуктивную взаимосвязь культурного и научного феноменов. В рамках такой модели ценность научных исследований будет зависеть не только от их утилитарных, практических результатов, а также и от эстетических, художественных аспектов.

И наука и искусство позволяют прекрасно видеть связи, проводить аналогии и строить модели реальности, раскладывать явление на составляющие и собирать части в единое целое. Они позволяют демонстрировать подтексты, выявлять причины явлений и работать с ним. Стремясь стереть грани между методами науки и искусства, желая выйти за границы пассивного восприятия и отображения реальности, художники-акционисты в своей творческой реализации переходят грань между пассивным и активным, преобразуя реальность в результате творческого, целенаправленного, активного действия. В этом они становятся на одну линию с научными исследователями, желающими не просто отображать реальность, а и изменять её.

Искусство, несомненно, должно ставить вопрос об этической и эстетической стороне технических инноваций www.risunoc.com/2014/05/rachel-herrera.html. Чтобы наука не забывала, что она не «вещь в себе», а прежде всего инструмент для познания различных форм Истины, увеличения в мире Гармонии, Блага, Добра и Красоты. Искусство, будучи похожим на науку в богатстве исследовательских методик, оперировании концептуальными конструктами и культурными ассоциациями не должно потерять свою главную функцию – эстетическую, способность творчески отображать и формировать реальность в идеалах высших ценностей и абсолютов. И тогда, без сомнения, наше общество вновь может ждать «Золотой Век» человеческой истории, когда Прекрасное и Истинное пойдут вместе вперёд, рука об руку…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *