«Монолог». 20 ЛЕТ СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В БЕЛАРУСИ

Литературно-художественный иллюстрированный альманах «Монолог»  вышел в свет 20-ый раз. О том, как прошла презентация альманаха в понедельник, 23 мая, в Доме Дружбы расскажем, услышим и увидим во всех подробностях.


«Уже 20-ый, но в то же время ещё 20-ый«. «Отец» и главный редактор Алексей Андреев далеко загадывать не берётся и не строит относительно журнала никаких иллюзий. Но к двадцатилетнему юбилею решился собрать вместе всех тех важных людей, без кого, по его словам, не могло быть и не было бы «Монолога». Специально для этой встречи Алексей Андреев и Марина Капилова (которую весь вечер мило называли Машей) приготовили памятные знаки, знаки отличия, если можно их так назвать, в виде кота из бронзы. Марина Капилова придумала этот образ «Монологу» — кот, гуляющий сам по себе.

Алексей Андреев  Фото: Mikhail Garous

Алексей Андреев
Фото: Mikhail Garous

 «Среди награждённых только часть имён, — признался Алексей Андреев, — которые вписаны навсегда в историю журнала«.  Среди первых награждённых — театральный критик Татьяна Дмитриевна Орлова (профессор кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ), которая с любовью  заботится о «Монологе» с первого выпуска.

370 публикаций за 20 лет — это огромный труд и множество интересных идей и мыслей. «20-ый выпуск» звучит совсем не внушительно, но стоит представить, что журнал этот выходит лишь раз в год на протяжении уже 20 лет, и значимость события возрастает в разы.

К шести часам вечера весь зал Дома Дружбы был заполнен друзьями и поклонниками журнала. Встреча длилась около двух часов, но они пролетели каким-то неуловимым чарующим мгновением. Награждение «озвучивали» двое ведущих: «Саша — тот, что подлиннее, и Гена —  тот, что покороче», как удачно их обозначил мальчик лет восьми, сидевший у меня за спиной. Саша — Александр Марченко, режиссёр-постановщик в Центре белорусской драматургии и режиссуры (кстати, один из награждённых в этот вечер памятным бронзовым котом).
Во время перерывов для отдыха гости перемещались во внутренний дворик с цветущей сиренью, вишнями и каштанами. На крыльце, прижимаясь к стене дома, стоял столик и на нём — огромный серебристый самовар. Гости пили ароматный чай, увлечённо разговаривали, постоянно кружились тут и там фотоаппараты. Для гостей играли джазовые музыканты из джаз-бэнда «Яблочный чай»: завораживающий саксофон и негромкая гитара сделали атмосферу вечера лёгкой и приятной.

 

 

Фото: Mikhail Garous

Фото: Mikhail Garous (справа — Марина Капилова)

Стоимость 20-го альманаха (250.000) оправданная, потому что читать его можно много и долго, растягивая удовольствие на многие годы. А тем, кто купил выпуск в праздничный вечер, удалось поучаствовать в нешуточном аукционе, где разыгрывались творческие работы белорусских мастеров: поэта и писателя Адама Глобуса, художника-иллюстратора Валерия Слаука, фотографа Владимира Сутягина, дизайнера Анны Балаш, пистальницы и художницы Евы Дмитриевой — а также книга с иллюстрациями Владимира Цеслера. Художник Владимир Цеслер создал обложку юбилейному выпуску.
«Всё просто, это же блочная печать!» — ответил он мне на вопрос об идее такой конструкторской обложки (белый переплёт с изображением двух прочерченных блоков с двойкой и нулём).

Владимир Цеслер Фото: Евгений Колчев

Одним из награждённых был генеральный директор компании «TUT.BY» Юрий Зиссер. В выпуске №14  напечатан его монолог для литературного альманаха, ниже — одна из цитат в заключение монолога:
«Бог для меня — это тот неизвестный программист, который запрограммировал развитие всего человечества, включая меня, по содержащейся в ДНК программе. Причём программист не слишком высококвалифицированный, программа «сыроватая», поскольку человеческий организм спроектирован далеко не лучшим образом и сплошь состоит из заведомо ненадёжных элементов, которые постоянно рвутся и ломаются. Как-то старый опытный крымский врач посетовал на то, что сетчатка глаза очень слабо прикреплена и непонятно почему держится. В лёгких нет рецепторов боли, ну не хватило по разнарядке: что бы в них не происходило — лёгкие не болят, объяснял он… Зачем человеку аппендикс — и вовсе непонятно. Да и внешний вид дурацкий, волосатый, со всякими выпуклостями неправильной формы… Поэтому когда что-то начинает болеть, каждый раз привычно думаешь: где тот программист-фантазёр! Работал бы он на TUT.BY — я бы прочистил ему мозги за такую халтуру.
С другой стороны — без него меня бы не было…«

Юрий Зиссер Фото: Julia Andrejeva‎

Фото: Mikhail Garous

На праздничной встрече по случаю выхода 20-го выпуска «Монолога» присутствовали родители главного редактора, отец Алексея Андреева с гордостью называет альманах «наш журнал».  Нетрудно догадаться, что для его сына «Монолог» не просто журнал, а вся жизнь с полным погружением в свободное творчество, начиная с первого выпуска 1997 года.

Тираж 20-ого альманаха всего 300 экземпляров. Этот выпуск и все предыдущие можно прочесть на сайте «Монолога» .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *