Белорусский кинематограф: немного о режиссёрах, киностудиях и пальмах первенства

Киностудия «Беларусьфильм» подарила нам такие замечательные фильмы, как «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Кортик», «Рыжий, честный, влюблённый», «Сказка о Звёздном мальчике», «Знак беды» и ещё ряд других картин. Допускаю, что с некоторыми из них вы можете быть и не знакомы, но ведь слова песен «Бу-ра-ти-но!» и «Песня Звездочёта» не забываются даже спустя тридцать лет, правда? Так что, нам есть, за что быть благодарными отечественному кино. В его истории есть много интересных страниц, но почему-то знают о них не так много людей, как хотелось бы.

С чего же всё началось? История «Беларусьфильма» берёт начало не в Минске и даже не в Беларуси, как многие хотели бы думать, а в Ленинграде. «Советская Беларусь», позже переименованная во всем привычный «Беларусьфильм», арендовала помещение у театра «Кривое зеркало», потому что на родине технической базы попросту не было. Так национальное кино просуществовало вплоть до 60-го года, пока в родной Беларуси, в Минске, не была построена студия. Правда, одно время, сразу после войны, киношники обитали в здании Красного костёла. На первом этаже фильмы озвучивались, а на втором располагались съёмочные павильоны. Чтобы снимать сельские сцены, предприимчивые работники киноиндустрии выломали «окно розы» и поднимали на второй этаж главный атрибут сельской местности – коров – на лебёдках. Сейчас про бывшую в Красном костёле киностудию, а после – Дом Кино, напоминает музей истории белорусского кино на Свердлова 4.

Но вернёмся в Ленинград. Такое странное размещение белорусской киностудии никого не смущало. Партийное руководство искренне полагало, что формировать национальные творческие кадры можно и не на территории Беларуси. Разумеется, отрыв кинопроизводства от национальной почвы был неизбежен. Постановки ставились режиссёрами небелорусской национальности, которые мало того, что не знали элементарных основ белорусских быта, истории и культуры, так ещё и не особо интересовались ими. Все руководствовались принципом, что если картина получится добротной, то высока вероятность повышения. За пять лет одних только режиссёров через неё прошло около двадцати, лишь пятая их часть поставила более чем одну картину. В число их входят Юрий Тарич и Владимир Корш-Саблин. Первый, кстати, и был режиссёром первого белорусского фильма под названием «Лесная быль».

kinopoisk.ruВ этом году ему исполняется ни много ни мало 90 лет. Солидный возраст, согласитесь. Правда, первым он был или нет, можно ещё поспорить. Дело в том, что парой месяцев раньше «Лесной были» белорусский кинематограф выпустил ленту под неблагозвучным для советского человека названием «Проститутка». Но согласитесь, не может же первое национальное кино носить такое название. Только представьте, как бы писали школьники в своих сочинениях о том, что белорусское кино семимильными шагами движется вперёд, оно уже выпустило картину, которая называется…! И дальше сердитое шипение lesnaya-byl-film-1926учителей.

Поэтому картину Олега Фрелиха положили на полочку, назвали её идеологически неправильной и отдали пальму первенства картине Юрия Тарича «Лесная быль». Ещё одной причиной, по которой предпочтение отдали более позднему фильму, послужило то, что «Проститутка» была снята в Москве и о Москве, а вот «Лесная быль» рассказывала про белорусскую действительность 20-х годов, про времена советско-польской войны. В духе классического раннего советского кино, здесь нет градации характеров, а «добро» или «зло» определяется принадлежностью к стране. Но этим «Лесная быль» и прекрасна. Несмотря на то, что кино немое, оно достаточно интересно смотрится. И дело даже не в сюжете – на него обращаешь внимание в третью или даже в четвёртую очередь – а в процессе осознания того, насколько раньше всё было по-другому. В «Лесной были» есть и паны, сплошь порочные, трусливые и никчёмные (всё ещё в лучших кинотрадициях, да), и страх проиграть, и триумф победы. В этой картине нашлось даже место любви между главным героем парнем Гришкой и дочерью лесника Гелькой. Чем, кстати, ещё примечательна эта лента: в конце, когда всё хорошо и польские войска отступают по всей Беларуси, главный герой Гришка стоит на часах в губернском военно-революционном комитете, где заседают Вильгельм Кнорин, Александр Червяков и Иосиф Адамович – политические деятели тогдашней Беларуси. Угадайте, кто их играет? Правильно, они сами!

Юрия Тарича, режиссёра картины, называют человеком, который подарил крылья белорусскому кинематографу. Но «Лесная быль» связана с именем ещё одного белорусского кинематографиста – Владимира Корш-Саблина. Именно он впоследствии снимет фильм «Константин Заслонов». Ещё совсем молодой режиссер не только сыграл там эпизодическую роль, но и приложил руку к созданию картины, выступая в качестве помощника Юрия Тарича.

Владимир Корш-Саблин

Владимир Корш-Саблин

Первой самостоятельной работой Корш-Саблина стал фильм «В огне рожденная», когда Владимир Владимирович попытался создать историко-революционный фильм о возникновении Белорусской республики. Он рассказывал о приходе на эту землю Красной Армии и рождении Белорусской Советской республики, о борьбе народа за социалистическое переустройство жизни, о начале промышленного строительства и коллективизации деревни. Зритель же в итоге получил больше не художественный фильм, а фильм-хронику, с хаотично сменяющими друг друга на экране событиями. Но нужно отдать должное Корш-Саблину, для которого этот фильм стал дебютным на режиссерском поприще, – если воспринимать картину исключительно как попытку создать первый и единственный на тот момент фильм с заявкой на большую национальную тему, то ругать «В огне рождённую» станет попросту невозможным.

Картины, приходящиеся на 30-е годы прошлого века, еще можно назвать своеобразной «пробой пера»: агитфильмы «Стальной путь» и «Солнечный поход», «Искатели счастья», «Первый взвод». С созданием последней картины связана одна интересная история. В 1923 году в Харькове Корш-Саблин познакомился с музыкальным руководителем местного театра оперетты. Кто мог подумать, что эта встреча в корне изменит жизнь их обоих? Вот и они не могли. Однако почему-то Корш-Саблин предложил талантливому музыканту написать музыку к фильму. Дирекция студии,  как водится, не решилась на рискованный шаг: брать незнакомого и неизвестного композитора.  И тогда Корш-Саблин схитрил. Он пригласил дирекцию на прослушивание уже готовой музыки к фильму. Музыку одобрили. Лишь после этого режиссер представил собравшимся дирижера — автора музыки, своего харьковского знакомого Исаака Дунаевского. Они сделали вместе девять картин. Одни из них уже забыты, другие еще идут на экранах. А песни Дунаевского из этих фильмов поют, любят, порой и не зная, что зазвучали они впервые в фильмах Корш-Саблина. Кинорежиссёра будущего «Беларусьфильма».

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *