В Институте журналистике БГУ прошла встреча с известным телерадиоведущим и певцом Георгием Колдуном. Во время разговора с начинающими «акулами пера» он указал на те промахи журналистов, с которыми ему доводилось сталкиваться. Свои советы артист адресовал молодым журналистам, но они оказались ценными и для более опытных коллег.
Тон встрече задал первый вопрос от её организатора – Натальи Федотовой, кандидата филологических наук, доцента кафедры социологии журналистики. Наталья Александровна отметила, что некоторые медийные персоны крайне критично относятся к отечественной журналистики. Что же о ней думает Георгий?
– К сожалению, проблемы есть – и с профессиональной этикой, и с подачей материала, и с отношением журналистов к своей работе. Но, безусловно, в любой сфере есть как халтурщики, так и те, кто ответственно относится к делу и получает от этого удовольствие. Приятно осознавать, что на фоне среднестатистической массы корреспондентов, есть люди, которые, независимо от названия телеканала или издания, делают качественные тексты и пытаются развиваться.
Журналистика – профессия для человека, который склонен к саморазвитию. По мнению артиста, в этом случае не принципиально, какой вуз и специальность выбирать. Необязательно и наличие диплома. Ведь чаще всего интересы и знания, не связанные с основной деятельностью, приводят к бОльшим высотам в журналистике, дают возможность развиваться в ней, имея при этом иное высшее образование:
–Если вы воспринимаете вуз как «средство закачки в вас знаний, то можете эту идею оставить. Всё то, что вам даётся, – это база. Вопрос только в том, как вы будете её использовать. Сейчас вам даётся набор инструментов, и каждый волен сам ими распоряжаться. Это как со строительством домов. Две бригады строителей построят разные здания за одно и то же время. Хоть инструменты будут одинаковые, вы получите разные результаты.
У меня есть достаточно примеров журналистов, которые работают довольно долго, но, при этом, читать их тексты невозможно: это уровень плохой региональной газеты, которая из-за нехватки новостей пишет о том, что корова заболела, к ней вызвали врача, а после благодарность выписали за исцеление.
Основные задачи журналиста, по мнению Георгия Колдуна:
- Понимать, чем он занимается. В частности: что он хочет услышать от человека, у которого берёт интервью, что он хочет донести до читателя или зрителя. Вы должны проанализировать: было бы это интересно вам самим? Действительно ли кто-то захочет это услышать и увидеть? Донося материал, понимайте, о чем и зачем вы говорите.
- Мыслить и развиваться — за вас никто этого делать не будет. Уметь думать и задавать вопросы самому себе – важное качество для журналиста.
- Ваше личное мнение. Журналист должен быть личностью с определенным бэкграундом. Это вопрос уровня культуры и вкуса. СМИ, книги, музыка, фильмы, которые вы выбираете — всё это влияет на то, как вы общаетесь с собеседником, какие вопросы вы задаете, чему уделяете наибольшее внимание.
Если вам небезразличен результат вашей публикации, то типичные ошибки, на которые обратил внимание артист, помогут вам исправить ситуацию:
- Недооценка умственных способностей слушателей или читателей. Журналисты думают, что аудитория глупее их априори. В итоге, мыслящие люди, сталкиваясь с результатом работы таких авторов, перестают смотреть телевизор, листать порталы и просто читают книги. Если вы относитесь к читателям и зрителям, как к идиотам, вы получите именно эту аудиторию.
- Односторонний взгляд на ситуацию, «навешивание ярлыков», присваивание людям и ситуациям определённых характеристик. Автор публикации зачастую остаётся в тени, а респонденту приходится отдуваться за написанное. Есть объективные обозреватели, которые не дают оценки, а указывают на плюсы и минусы, опрашивая мнение всех сторон и привлекая экспертов. А есть те, кто использует свою профессию как «рупор», чтобы доносить своё мнение от имени издания. Это плохо, ведь журналист сделал свои выводы за читателя и навязал ему своё мнение.
Георгий привел в качестве позитивного примера книгу Михаила Веллера «Все о жизни»: «Каждый вопрос он рассматривает под разными углами: что думает об этом философия, история, медицина, религия и – в последнюю очередь — автор. А читатели должны решать сами – у них есть возможность выбора».
- Необразованность, или когда люди пишут о тех вещах, в которых не разбираются. Когда вы в разговоре с профессионалом в той или иной области используете какую-то терминологию, потрудитесь в ней разобраться, этого требует как минимум здравый смысл.
- Пренебрежение этикой. Элементарное неуважение, снисходительное общение со стороны журналиста, внезапное «тыканье» — всё это недопустимо. Не лезьте в личное пространство человека без разрешения. Георгий вспомнил слова Игоря Губермана: «Всего слабей усваивают люди, взаимным обучаясь отношениям, что слишком залезать в чужие судьбы возможно лишь по личным приглашениям». Имейте уважение к человеку, будь то министр или же мальчик, который попал в Книгу рекордов своего двор
- Рамки, в которые журналисты ставят своими вопросами:
– «Вася, тебя родители привели на замечательный праздник, тебе здесь нравится?» – приводит пример удручающего вопроса Георгий. – Этим грешат ведущие детско-юношеских программ. Когда вопрос длиннее, чем ответ – это плохо, на мой взгляд. Дайте человеку рассказать о ситуации, выразить своё отношение к ней. Возможно, иногда из подробного ответа вы «выцепите» наиболее интересные факты, узнаете то, о чем и не планировали спрашивать. Слушайте – и вы найдете зацепки, которые можно использовать в других вопросах. Не заставляйте человека с вами соглашаться и отвечать так, как вы хотите. Это чужое интервью, а не ваше. Дайте человеку возможность раскрыть себя, неважно, умный он или идиот – это его право выглядеть так в публикации.
Если же человек действительно хорошо формулирует мысли – не занимайтесь самодеятельностью. Запишите, исправьте грамматические ошибки, отправьте на вычитку, пробуя понять контекст и не вырывать ничего оттуда.
- Громкие заголовки и псевдосенсации. Когда есть кричащий заголовок, а в тексте – ни слова по этому поводу, знайте, что работаете только на низко интеллектуальную публику. Читатель-дурак, о котором говорилось ранее, прочитает лишь заголовок, сделает для себя какие-то выводы, чаще всего неправильные. Умный читатель прочтёт несколько абзацев, и это ему напомнит фантик без конфеты. Он будет зол на ваше издание, а если запомнит имя и фамилию автора, то перестанет его читать совсем.
- Банальные вопросы:
– Приходит, к примеру, Игорь Николаев, которому в вечерней музыкальной программе нужно задать пять интересных вопросов. Представьте, что я не знал, кто придёт, не слушаю его музыку. О чём мне разговаривать с ним? При этом, нужно не уронить лицо программы, не выглядеть идиотом. Что у него спросить? Главное: отбросить самые очевидные вопросы, например, «какую музыку вы слушаете в свободное время?», «с кем бы хотели спеть дуэтом?». Ведь если эта мысль пришла вам в голову, то значит десяток журналистов до вас она тоже посетила.
В ваших вопросах должна быть стратегия, как в шахматах, держите в голове план, по которому может пойти разговор. Методика, которой я пользуюсь, проста – описываю жизненную ситуацию или даю цитату, и пока человек её анализирует, задаю вопрос. Например: «Джонну Ленону приписывается фраза: «Жизнь – это то, что с нами происходит, пока мы строим планы». А вот всё ли вы успеваете сделать, из того, что запланировали?».
Важна, конечно, непосредственность. У Кристины Орбакайте после того, как она спела какую-то романтичную песню, спросил: помнит ли она, кто и как первый раз признался ей в любви. Она засмеялась. Это милые вещи. Здесь нет заискивания. В это время у человека горят глаза и хорошо, если он даже не в первый раз, а во второй за всё время, вам такое отвечает. Это даёт человеку возможность что-то вспомнить.
Советы:
- Если у вас есть возможность делать какие-то пометки в тексте – описание настроения собеседника, его действий во время интервью – не пренебрегайте этим. Это очеловечивает историю и погружает в атмосферу.
- Общайтесь с человеком на равных, кто бы это ни был. Но для этого нужно самому быть самодостаточной личностью.
- «Лучше делать хорошо, плохо оно само получится», – вспомнил певец фразу Андрея Миронова. И пояснил: «Где бы вы ни работали – старайтесь писать как для издания своей мечты. Пробуйте делать вещи более высокого уровня, чем те, которые предполагает нынешнее место работы. Это поможет со временем дотянуться до нужной планки».
- Не читайте плохие интервью. Это как заниматься спортом со слабой командой. Мало того, что ничему не научитесь, еще и начнёте деградировать. Вас ничего не стимулирует, поэтому вы заранее расслабляетесь.
- Читайте вслух свои материалы. Послушайте, имеет ли это какую-нибудь ценность. Хорошо прибавить к этому дурацкую интонацию. На хороший текст она не ложится, звучит нелепо. На плохой – приживается, как родная.
- Нещадно убирайте лишние слова: штампы, вводные конструкции, эпитеты, которые не несут смысловой нагрузки. Сокращайте до смысла.
- Любой текст можно украсить, облагородить, сделать забавным. Внимательный читатель это заметит. Жванецкий описывает обыденные вещи, но как умело он пользуется средствами выразительности, делая текст живым. Правда, для этого нужно иметь определённое воображение и вкус.
- Не копируйте, но учитесь мыслить у гуру в вашей сфере. Так вы вырабатываете свою школу журналистики.
- Перед интервью знакомьтесь с биографией человека, с его достижениями, жизненными принципами и взглядами, последними новостями, связанными с ним. Если ничего не нашли, этим можно апеллировать и тактично сказать: «Знаете, неудобно у вас спрашивать о ваших достижениях, ведь вы мастер спорта. Но я нигде не нашёл подробностей, поэтому хотелось бы из первых уст услышать…». Вы тем самым проявляете интерес к человеку.
- Относитесь без халтуры ко всему, чем вы занимаетесь. Верьте в то, что вы делаете, развивайтесь. Те, кто вас глупее, пусть лучше тянутся к вам, – подвёл итоги Георгий.
Текст — Селина Чернова
Фото — Марина Симонова
Много текста.
Очень интересно)
Хороший текст с интересными и полезными советами. Спасибо, Селина!