Журналист должен быть «в жанре» или «в форме»: беседа с профессором журфака МГУ Александром Тертычным

10-11 ноября в рамках Mеждународной научно-практической конференции, посвященной 95-летию БГУ, профессора, доценты и научные сотрудники обсуждали современные проблемы журналистики и перспективы ее развития. Принял участие в конференции профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Алексеевич Тертычный с докладом о жанрах в современной журналистике. Мы решили встретиться с московским профессором после конференции и спросили у него простыми словами, как студенты, о теории журналистики, жанрах и форматах – зачем все это нужно журналистам.

В аудитории Института журналистики БГУ на 18-ой Международной конференции докладчики с учеными степенями выступали с презентациями о «наболевшем», делились наблюдениями, опытом и наработками с коллегами по «цеху». Несмотря на то, что аудитория была открыта для всех желающих, интерес к научной стороне журналистики проявили единицы учащихся Института журналистики. В интервью студентам Казанского федерального  университета профессор МГУ им. М.В. Ломоносова  А. А. Тертычный сказал, что «студенту (журналисту) надо прилежно учиться, развивать свой интеллект, набираться профессиональных знаний». Возможно, язык доклада, применяемый на конференциях, вызывает у студентов болезненные ощущения, связанные с написанием курсовой или подготовкой к экзамену. Поэтому упрощенная  дружеская форма беседы более понятна им и помогает вникнуть в премудрости теории журналистики. Наше общение с Александром Алексеевичем растянулось на двухнедельную интернет-беседу: профессионалу и исследователю с 40-летним стажем есть чем поделиться с начинающими  журналистами. Приводим выдержки из этой беседы.

— Александр Алексеевич, скажите, зачем нужна теория журналистики?

— А зачем нужна теория литературы? Теория физики, химии? Конечно, журналистика не так сложна, возможно, как химическое производство или, скажем, строительство. Но подготовка к этой деятельности тоже имеет свои причины. Можно сказать, что, например, М. Горький вообще не кончал институтов, не изучал никаких теорий, а был прекрасным журналистом и писателем. То же можно сказать о «короле репортажа» В.А. Гиляровском, или «короле фельетона» В.И. Дорошевиче и т. д. Да, журналистом можно стать и не изучая теорию журналистики. Главное быть человеком образованным. Но надо иметь в виду, что знание любой теории позволяет нам видеть предмет своего интереса, например, журналистскую деятельность, системно, всесторонне, понимать, в силу каких причин в ней что-то происходит, что можно изменить, улучшить в этой деятельности и каким образом.

«Если же человек глубоко не интересуется своим делом, то изучать теорию журналистики, как и учиться на факультете журналистики вообще, ему просто не имеет смысла, поскольку писать новости по схеме, например, «перевернутой информационной пирамиды» или другому шаблону, его научат в редакции в течение двух недель» .

— Так ли необходимы жанры современной журналистике?

— По-другому этот вопрос можно сформулировать так: «Нужно ли журналисту знать, какие типы текстов существуют?», поскольку под жанрами в журналистике понимаются именно устойчивые типы текстов. Думаю, что журналисту, не обучавшемуся на факультете журналистики, знать жанры не обязательно, так же, как какому-нибудь водителю не обязательно знать, что собой представляют разные другие автомобили, кроме того, на котором он ездит. А какому-нибудь пирожнику не обязательно знать, какие могут быть пироги. Водитель может всю жизнь ездить на одном автомобиле, пирожник — всю жизнь печь только пирог с яблоками, а журналист – всю жизнь писать тексты, представляющие собой заметку. Владея, например, лишь одним жанром, можно создавать шедевры. Но если хочешь иметь «маневр», творческую свободу, то необходимо узнать, какие ещё бывают автомобили, или пироги, или журналистские тексты. Конечно, знание жанров не гарантирует того, что журналист всегда будет «выдавать на-гора» прекрасные материалы. Ему, как и представителю любой другой профессии, ещё надо иметь определенные способности, а желательно — и талант.

— Ведь многие талантливые журналисты работают без оглядки на теорию жанров, да и теорию вообще…

— В современной журналистике работают авторы разной квалификации. Очень многие из пришедших в СМИ в 90-е годы прошлого века вообще не имели журналистского образования. Да и сейчас не все его имеют. Многие «доходят» до сути дела по ходу практической работы и создают тексты «как бог на душу положит». Поэтому современная журналистика демонстрирует определенное пренебрежение к жанровым формам. Это не означает, что тексты всегда получаются плохие или что жанры куда-то навсегда исчезают. Избавиться от них невозможно.

— Знание жанра «упрощает жизнь» журналисту, а что насчет читателей? Им это важно, нужно?

— Тексты, которые в максимальной мере будут выражать твой замысел, будут максимально интересными и доступными для аудитории, ради которой они создаются. Если, например, в газете или журнале не применяются разные жанры, они «теряют краску». Знание жанров помогает быстрее сориентироваться в выборе аспекта отображения предмета, о котором хочешь рассказать аудитории, и в цели его исследования, и в отборе материала, из которого будет создан текст.

«Надо иметь ещё в виду и то, что аудитория привыкает к определенным формам отображения действительности (жанрам), и они потом облегчают восприятие информации. Складывается так называемая читательская установка или установка восприятия, которая, в известной мере, руководит их вниманием при выборе текстов для чтения» .

— Можно сравнить с супермаркетом: если покупатель пришел за молоком, он всегда идет к нужной полке, проходя мимо всех остальных.

— Совершенно верно.

— Обязательно ли журналисту думать о жанре будущей публикации перед сбором материала, или можно избрать его, непосредственно приступая к написанию текста?

— Есть два пути создания текста. Один я называю условно «констатирующим», а другой – «драматургическим». Первый путь реализуется в ходе сбора материала, когда автор «что видит, о том и поет». Это опять же, условно говоря, метод, который применяет «акын» (самобытный казахский поэт), который слагает песню, когда едет на верблюде по степи или пустыне и повествует о том, что видит вокруг. В этом случае получается текст, который в журналистике может быть отнесен к какому-то из уже известных жанров, например, к репортажу. А может получиться какой-то иной, например, новый по своим признакам (что не всегда значит – удачный) гибридный текст. Если же реализуется «драматургический» подход, то автор может заранее представить себе, какой жанр в данном случае лучше всего подойдет, и будет прицельно собирать необходимые данные, а потом также осознанно излагать его в избранной уже заранее жанровой форме.

При этом подходе может быть реализован и другой вариант. Например, журналист берет интервью у какого-то человека, а потом, на стадии осмысления, решит изложить его в форме очерковой зарисовки, дополнив полученный материал личными наглядными впечатлениями. Но, конечно же, лучше, хотя бы в «прикидочном варианте» подумать о том, как примерно будет выглядеть твой будущий текст , то есть в какую жанровую форму он может вылиться.

Если же журналистский текст превращать в поток сознания, будет ли у него читатель? А как же сюжет? Композиция?

aes_4331_jpg_ss1335441497

Факультет журналистики МГУ (фото: Евгения Аверьянова)

— Журналистика, как известно, сегодня использует новые формы подачи информации. Гибридные формы, в случае их постоянного использования, обозначаются как некий «формат» публикации, принятый в данном СМИ. Не делает ли это ненужным понятие «жанр журналистики»?

Гибридные формы подачи информации в журналистике, увы, не изобретение последнего времени. Как говорит герой одной древнегреческой трагедии: «все было, было, было!». О подобных гибридных формах теоретики журналистики рассуждали уже в начале 60-х годов прошлого века. По этому вопросу можно посмотреть, например, работы по жанрам известного профессора МГУ В.В. Ученовой [прим.: или работы профессора БГУ Т.Д. Орловой]. Такие формы появляются не только в силу не квалифицированности авторов, но и потому, что в ряде случаев помогают более полно, более рельефно отобразить что-то. Сочетание разных форм изложения материала иногда может служить хорошим средством привлечения внимания аудитории. А в наше время, когда в распоряжении журналиста широкие изобразительные возможности интернета, компьютера, тяга к комбинации разных средств, создание новых форматов информационного продукта ради достижения поставленной автором задачи, просто необходимо, поскольку обогащает арсенал средств журналиста.

dsc08443

Профессор А.А. Тертычный с якутским студентом

— Чем определяется «формат»: политикой издания или критерием интересно/неинтересно читателю?

— В условиях рынка массовой информации, роста числа СМИ, конкуренции, возникающей между ними, каждое из них стремится завоевать и удержать свою аудиторию, обрести свою нишу на этом рынке. В связи с этим, издания ищут такой набор тематических направлений, жанровых форм, дизайнерских решений и пр., совокупность которых дает, по мнению экспертов, максимальный шанс выглядеть данному изданию оригинально и интересно для определенного сегмента массовой аудитории. Так вот, рамки такой совокупности могут быть обозначены как формат издания в целом, которому издание следует на протяжении установленного срока. Определенные рамки издания задаются скорее производственными задачами, содержанием, а не жанрами. Если же вместо понятия жанр используется понятие формат, то можно вести речь о текстовых форматах изданий коммерческих, нацеленных на интерес аудитории. Если же речь идет о качественных изданиях, то форматы их устанавливаются исходя как из интересов аудитории, так и из целей учредителей (хозяев) изданий. Главное при этом, не забывать о том, чтобы в погоне за новыми формами, не потерять содержание нашего журналистского творчества.

«Форматы, обретая устойчивый характер, постепенно превращаются в жанры, получают свои жанровые имена» .

Тертычный Александр Алексеевич — доктор филологических наук, профессор, преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *