Белорусская веб-журналистика глазами студента журфака

Об университете, как месте для знакомств, а не учебы, студентах-овощах, деградирующих читателях и районках в соцсетях. Обо всем, что болит. Материал, который претендует на то, чтобы быть колонкой.

Слоганы — классная штука. Короткая и лаконичная, но яркая и броская характеристика. Такие вещи запоминаются и служат хорошей рекламой. Из каких слов вы бы составили слоган для белорусской веб-журналистики? Быстро, технологично, модно… Без слова «будущее», видимо, тоже не обойтись. А для фразы «низкий уровень подготовки кадров» место найдется? Суровая реальность такова: главная особенность сетевой журналистики Беларуси — бестолковые молодые сотрудники. Выпускник белорусского журфака для редакции уровня Tut.by или Onliner — овощ, причем бутафорский.

Отчасти виновата система образования. То, что известные журналисты уровня Блища, Вашкевича, Мелкозерова в открытую говорят, мол, журфак — место, где вы скорее обрастете связями и знакомствами, чем полезными навыками — ни для кого не секрет.

А что сами студенты? Одни ничего не делают и ничего из себя не представляют как журналисты, другие — настолько погружены в учебу и в, как они думают, «освоение профессии», что на практику времени не хватает абсолютно. Часть — и вовсе пассажиры, которые поступили просто, чтобы куда-то поступить. Но для того, чтобы понять свою несовместимость с журналистикой им почему-то нужно потратить четыре года жизни и пару тысяч долларов родительских денег. Единицы умудряются совмещать теорию и практику, изредка примешивая к этим ингредиентам полноценный сон и здоровую еду. Развиваться в таком режиме можно, но крайне тяжело. В любом случае, продукт журфаковского образования получается неполноценным. А неполноценный веб-журналист — это, пиши, обычный блоггер, только с дипломом.

С другой стороны, слабый уровень подготовки журналиста может стать плюсом — не придется деградировать до уровня читателя. Вторая особенность интернет-журналистики — переход от информации к развлечению. Читатель быстро устает от больших материалов, в которых мало картинок и много информации для размышления. Аудитории нужен ежедневный праздник, развлечение, повод посмеяться. Даже вполне современный и технологичный веб-репортаж горит на священном огне инквизиции, с ног до головы облитый бензином, — нужно много времени, чтобы просмотреть, много кликов и переходов между разделами, половина информации чаще всего просто не интересна, а сортировать лень.

Все ли так плохо с нашим читателем? С одной стороны, нездоровая увлеченность подборками из инстаграмов звезд, мемами и смешными видео без смысловой нагрузки — тенденция не из приятных. С другой стороны, капризная аудитория заставляет журналиста мобилизовать все свои ресурсы. Времена, когда газету читали от корки до корки, без оглядки на рубрику и автора, канули в Лету. Придумай заголовок, чтобы всем захотелось кликнуть, напиши такой лид, чтобы дочитали до конца, во время интервью обойдись без банальных вопросов, выбрось из текста все лишнее, структурируй по тематическим блокам, раздели их бомбезными иллюстрациями — вот набор банальных требований современной интернет-журналистики. Не выполнишь — плевать все хотели на твой текст и на то, сколько времени ушло на его подготовку. Отчасти — обидно, но именно в таких жестких условиях журналист развивается быстрее, чем где бы то ни было. И это, пожалуй, единственная позитивная особенность.

Систему образования изменить не получится, да и с капризами читателей мириться, хочешь не хочешь, а придется. Хоть место работы можно выбрать самому (когда отработаете распределение, ха-ха). И тут мы встаем перед вопросом: «Веб-журналистика — это где?». То и дело натыкаешься на мнения журфаковских преподавателей, что Onliner — «сомнительное издание». А Tut.by, оказывается, не в почете при распределении. Какие там флагманы? Пакуйте чемоданы и разъезжайтесь по райцентрам — культивировать сетевую журналистику на местах. И чтобы не меньше 40 просмотров с гектара!

В этом году дитя журфака БГУ доехало и до моего родного города M. Участь девушке выпала незавидная, но она держится — трудится редактором интернет-ресурсов в «Z». Вроде как и дизайн сайта районки полностью обновился, и сообщества в соцсетях появились. Кстати, оставим за скобками тот факт, что каждый пост с анонсом материала во «Вконтате» почему-то начинается с хэштега «Назаметку» (флэшбэк к теме образования и самообразования). Перемены, несмотря на шероховатости, приятные — теперь, вроде как, и сайт у газеты не для галочки. Да вот только соль в том, что никто к этим переменам не готов. Не готов консервативный главный редактор, без пяти минут пенсионер. Не готовы корреспонденты, чье неумение придумывать заголовки и писать интересно в интернете становится еще более очевидным. О регулярности обновления они и вовсе слышать не захотят. А как сайту, на котором новости выходят так же часто, как и в газете, сегодня оправдать свое существование? Вот и получаем еще одну особенность веб-журналистики по-белорусски: даже в нашей компактной стране интернет-журналистика местами существует только на бумаге, уж простите за каламбур.

Картина маслом, что тут скажешь. Так и ищем сначала журналистику в себе, потом себя журналистике, потом деньги в журналистике, а потом деньги за ее пределами. Для того чтобы работать в нашей стране журналистом в интернете или где бы то ни было еще, нужно быть безнадежным романтиком — и это, пожалуй, главная особенность профессии.

Фото: kv.by, mudrikon.ru, dentalrepublic.co.uk, vestikavkaza.ru

Автор: Илья Громадко

Белорусская веб-журналистика глазами студента журфака: 5 комментариев

  • 19.12.2016 в 2:14
    Permalink

    Материал, из-за которого я брошу журфак.

    Рейтинг комментария:Vote +1+7Vote -10

  • 19.12.2016 в 15:07
    Permalink

    Метафоры автора — one love.

    Рейтинг комментария:Vote +1+7Vote -10

  • 19.12.2016 в 20:16
    Permalink

    Спасибо,ребята)

    Рейтинг комментария:Vote +1+2Vote -10

  • 21.12.2016 в 14:50
    Permalink

    добрый хейтер, что по аргументам слышно?

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *