Достоевский как-то сказал: «Без великодушных идей нет человечества». Мою маму едва ли можно сравнить с Федором Михайловичем, но когда я была маленькой, она умело интерпретировала его высказывание и выдала мне своё: « Всегда записывай свои идеи, даже самые глупые. Возможно, в будущем из этого родится что-то великое». Ну, а пока я уповаю на рождение прекрасной птицы-феникса из многочисленных набросков своих мыслей, возможно, чья-то птица уже заждалась своего часа- X. Ключом от клетки может стать инструмент, название которому «краудфандинг». Без помощи Google тут не обойтись? Что ж, тогда по порядку.
Краудфандинг– это инструмент коллективного финансирования в поддержку проектов и инициатив. Проще говоря, это народный сбор средств для реализации ваших идей, а занимаются поддержкой сбора средств специализированные компании. Например, в США одной из самых известных считается «Kickstarter». Именно эта компания стала идейной вдохновительницей для первой краудфандинговой площадки в Беларуси– Ulej.by. На счету «Улья» уже около 127 проектов, 41 из которых собрали полное финансирование и с успехом «прошли в народ». Причем все они на разную тематику: спорт, музыка, дизайн, литература, фотография, наука и техника, еда и проч. Немаловажен также поисковый seo аудит проекта. Из анализа годовой работы компании стоит отметить, что айти проекты пока финансируются хуже всего. Хотя, если отбросить финансовый вопрос, не стоит забывать, что краудфандинг— это, в первую очередь, творчество и эмоции!
Уже загорелись безумной идеей, но не знаете, с чего начать? Тогда предлагаю план действий:
1. Сперва, конечно же, нужна адекватная( или более ли менее адекватная) идея, которая сможет «выстрелить». Для того, чтобы это проверить, можно протестировать свою идею в течение 2 месяцев( проанализировать, исключить ошибки, создать что-то другое или развивать свой проект дальше).
2. План реализации идеи, основа которого– стартап. Отмечу, что даже при отсутствии персонально вашего начального капитала, проект имеет шанс на продвижение. Сотрудники компании Ulej.by предоставляет бесплатную консультацию, размещение проекта на сайте ( http://ulej.by), бесплатный доступ к платёжному инструменту «Улья», а также юридическую защищенность с помощью договоров.
3. Лояльное сообщество. Важно уметь преподнести свой проект, «зарядить» идеей, доказать людям, что это уникально и без этого они не могут жить( хотя последнее не обязательно).
4. «Вкусная» страница. Этот пункт важен потому, что реклама– наше всё. Спонсоры должны увидеть крутые картинки, описание подарков( тоже желательно в виде картинок), можно использовать видео- презентацию. В общем, нужно сделать так, чтобы человек не хотел закрывать страницу, а еще лучше– захотел быть причастным к проекту.
5. План продвижения. Очень хорошо, если человек заранее определяет для своего проекта сроки сбора средств и непосредственно саму сумму с учетом того, что 12% все-таки придется выплатить краудфандинговой компании. По итогу, если проект набирает 100% нужной суммы, деньги к вам переходят из транзитного счета. В случае неудачи сумма аннулируется и возвращается спонсорам.
Если вы всё еще не испугались и настроены решительно, то вот еще несколько советов от PR-менеджера Ulej.by Ольги Мжельской: «Во-первых, важно учитывать, что до договору дарения без налога государству вы можете получить 43 миллиона рублей. А максимум по законодательству—50 тысяч долларов. Второе—совет по творчеству. Важно помнить, что нельзя допускать внедрения бизнеса или менеджеров в свой проект, потому что тогда теряется индивидуальность. Лучше всего привлекать PR-специалиста со стороны, чтобы он консультировал вас на протяжении всей кампании. И третье— обратная связь. Важно помнить, что спонсором может стать любой человек, который рассчитывает впоследствии получить взамен что-то ценное, будь то приглашение на премьеру профинансированного фильма, абонемент в новую школу танцев или возможность сняться в клипе любимой рок-группы».
Краудфандинг меняет мир, а мне особенно приятно замечать, что в Беларуси все чаще внедряются новые проекты, размывающие не только государственные границы, но еще уничтожающие скованность людей, а краудфандинг—лишь один из немногих примеров такого дружеского жеста.
Чтобы окончательно убедить вас в честных и добрых намерениях краундфандинга, вот несколько проектов на белорусской площадке, которые смогли удивить и даже принести пользу:
1. http://ulej.by/project?id=48363
2. http://ulej.by/project?id=44135
3. http://ulej.by/project?id=7386
4. http://ulej.by/project?id=18158
5. http://ulej.by/project?id=33913
6. http://ulej.by/project?id=34864
7. http://ulej.by/project?id=39907
Не стоит отчаиваться, если в вашей голове пока не родилась грандиозная идея. Возможно, она еще ждет своего часа. А пока для вдохновения советую посмотреть фильм «Джой», в основе которого лежит реальная история Джой Мангано—девушки, которая изобрела самоотжимающуюся чудо-швабру. Думаю, это еще больше подкрепит ваше желание создать что-то уникальное и социально значимое.