Авторское право и служебное произведение: где искать подводные камни?

Медиа

Как быть, когда право становится камнем преткновения на пути к существованию произведения?

    Авторское право сегодня перестаёт быть областью теоретического юридического знания — трансформируется в знание прикладное. И здесь возникает ряд вопросов: кому принадлежат права на журналистское (литературное) произведение, написанное по заданию редакции (заказу издательства)? Как обезопасить себя от скандалов и судебных разбирательств? Чёткой формулы, следуя которой вы получите гарантию того, что не столкнётесь лоб в лоб с областью авторского права, нет. Однако есть некоторые меры предосторожности, соблюсти которые, работая в штате, будет не лишним.

При рассмотрении вопросов авторского права на журналистские и литературные тексты ситуации возникают разные. В некоторых случаях нести ответственность за написанное будете вы сами, в других – нет. Поясню. Материал, созданный в рамках выполнения служебных обязанностей, прописанных в трудовом договоре, журналистом, критиком и иным лицом называется служебным произведением. Это означает, что имущественные права на данный текст передаются редакции, а личные неимущественные права (за исключением прав на обнародование и отзыв) закрепляются за автором, если иное не предусмотрено трудовым договором или дополнительными соглашениями между автором и нанимателем. Следует помнить, что охраняются законом только произведения, имеющие творческое начало.
В связи с тезисом о присвоении прав на служебное произведение редакции (издательству) возникает резонный вопрос: кому передаются имущественные права в случае ликвидации организации (например, путём закрытия ИП)? Чёткого ответа на этот вопрос закон не даёт.

Вариантов несколько: права могут перейти обратно к автору, или произведение может перейти в свободное использование. Статьёй 57 Гражданского кодекса РБ предусмотрено следующее: в случае ликвидации юридического лица его деятельность прекращается без перехода прав в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. Действующими законодательными актами Республики Беларусь иное не предусмотрено. Норма статьи 22 Закона «Об авторском праве и смежных правах», устанавливающая срок действия имущественных прав в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, в данном случае применению не подлежит, поскольку противоречит вышеуказанной норме Гражданского кодекса. То есть ликвидация юридического лица, являющегося обладателем первоначальных имущественных авторских прав, означает также и прекращение действия исключительного права в отношении служебного произведения. Тут-то и может возникнуть ситуация, когда произведения будут переходить в общественное достояние еще при жизни авторов.

Возможен ли вариант, при котором автор и наниматель оговаривают право нанимателя использовать служебное произведение в определенных пределах в течение определенного срока (например, на время работы у данного нанимателя)? Такое решение ситуации могло бы устроить и нанимателя, и автора. Но, если исходить из закона, это невозможно.

Законодательно закреплена возможность установить «иное» только в отношении вопроса принадлежности имущественных прав на служебное произведение, то есть определить кому эти права будут принадлежать. Распоряжение правами должно осуществляться в соответствии с общими правилами, предусмотренными Гражданским кодексом и Законом «Об авторском праве и смежных правах» Республики Беларусь. Поэтому в случае, если автор и наниматель договорились ограничить право нанимателя в использовании служебного произведения, им необходимо предварительно закрепить (например, в трудовом договоре) тот факт, что имущественные права на служебное произведение изначально принадлежат автору, а затем оформить передачу права на использование произведения нанимателю, заключив авторский договор, предусматривающий пределы использования произведения. Из сказанного следует следующее: автор и наниматель не могут заключить договор, изменяющий правовой статус ранее созданного служебного произведения. Вопрос об использовании и передаче авторских прав на служебное произведение остаётся открытым.
Область действия авторского права не распространяется на тексты информационного характера, а соответственно и жанров (заметка, репортаж, отчёт, интервью и др.). Обязательные условия для того, чтобы материал включался в категорию защищаемых авторским правом – новизна и оригинальность. Именно их наличие или отсутствие является определяющим критерием при выявлении творческого начала в публикации.

Если материал подходит под вышеописанные требования, не лишним для журналиста будет подумать о защите своих авторских прав (на имя и авторство). Прежде всего стоит определить, будет подписан материал настоящими именем и фамилией автора или вымышленными (псевдонимом). Во втором случае следует подумать, как при возникновении спорной ситуации доказать, что псевдоним принадлежит вам. Аналогичным образом дело обстоит и с авторством. Можно, например, перед сдачей материала корректору выслать самому себе на электронную почту текст в виде вордовского документа, на котором автоматически фиксируются дата и время создания. Менее современный вариант – сохранять рукописи с датой, авторской подписью и расшифровкой псевдонима, если он указан.

Что касается имущественных прав, принадлежащих, как правило, редакции, чтобы обезопасить авторов от перепечатки принадлежащих им служебных произведений в каждом номере редакция обязана указать порядок перепечатки материалов. Например: «Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции». Исключение – материалы информационного характера, подготовленные редакцией. Они относятся к категории разрешённых для использования в свободном порядке, однако и здесь ссылка на издание обязательна.

Так, обезопасить себя от спорных ситуаций в контексте авторского права крайне сложно, но приблизиться к этому можно, путём не только соблюдения своих авторских прав, но и уважения интеллектуальной творческой деятельности других людей.

Пупкевич Вероника



Теги:

2 комментария по теме “Авторское право и служебное произведение: где искать подводные камни?

  1. Походу «Веб-журналист» стал филиалом юридической консультации! Не по адресу материал!

  2. Какое авторское право в журналистике? Написал статью по заказу редакции — получи деньги! Дальше это собственность редакции. На мой взгляд, тут даже нечего обсуждать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *