«Старшеклассникам поручил заполнить около 30 конвертов на адреса ЖКХ». Предприниматель из Пинска рассказывает, можно ли заработать на продаже веников

Богдановка – колоритный агрогородок, расположенный в Лунинецком районе. Тут проживает почти полторы тысячи человек, и большинство жителей считаются безработными. Судьба этих людей напрямую зависит от леса, окружающего населенный пункт со всех сторон.
Лес помогает не только летом, в сезон ягод и грибов: всю зиму сотни богдановцев вяжут березовые метелки, которые потом находят применение по всей стране.
В этом плане Богдановка уникальна: нигде в стране таким промыслом массово не занимаются. Вязать веники тут повелось не 10 и даже не 20 лет назад. Правда, сегодня богдановцы занимаются этим ремеслом только из-за тяжелой финансовой ситуации.
– Практически все 500 нетрудоустроенных жителей агрогородка зарабатывают изготовлением метелок: надо же и за свет заплатить, и продукты купить. – рассказывает Инна, которая вместе с мужем принимает веники на «ипэшника» из Солигорского района.

 В этом сезоне березовые метлы закупались у населения по 13 копеек за штуку. Во время нашего визита на приемный пункт товар привезли мужчины, навязавшие 170 веников. Получается, на троих они заработали 220 тысяч.
Чтобы получить эту сумму, богдановцы взялись за дело с самого утра. Сначала преодолели около восьми километров, чтобы нарезать березовые ветви. Кстати, прутья для веников официально можно заготавливать только на делянках, однако, по словам жителей деревни, некоторые «не брезгуют» и ветками с живых деревьев. За незаконную порубку можно получить штраф от 30 до 50 базовых величин.
Когда нужное количество прутьев наготовлено, их увозят домой и уже там вяжут метлы. На изготовление одного веника у опытных мастеров уходит не более трех минут.

 С каждого веника приемщик имеет всего одну копейку. Инна соглашается, что заработок это смешной, однако и времени на него практически не уходит.
Куда же богдановские веники едут дальше и как на них можно заработать бизнесмену? Об этом мы поговорили с предпринимателем из Пинска Павлом Наривончиком (имя изменено по просьбе героя, прим. – Websmi).
– В 2009 году женщина, которая принимала на меня чернику в Богдановке, предложила попробовать продавать березовые метлы. На тот момент я уже был зарегистрирован как ИП, поэтому никаких преград не было. Решил попробовать. Сразу же закупил 20 тысяч веников, ведь думал, что продам их без проблем.
Посчитал, что основным покупателем должны стать жилищно-коммунальные хозяйства. Тогда параллельно с предпринимательством работал учителем истории в школе, и на одном из уроков старшеклассникам поручил заполнить около 30 конвертов на адреса ЖКХ Брестской области. Ни одно письмо с предложением о сотрудничестве не получило ответа.
Решил попробовать договариваться вживую: привез в брестское ЖКХ образцы своих веников, но и там получил отказ. Через некоторое время понял: в этих хозяйствах все было «схвачено». Мой товар хоть и имел привлекательную цену, в ЖКХ попасть практически не мог.


Кроме рассылки писем, крутил рекламу в интернете. Через какое-то время со мной связался человек из «Беларуськалия» – самого крупного покупателя метелок в стране. Оказалось, что бизнесмен, который выиграл тендер на продажу веников этому предприятию, не смог их вовремя поставить. Мои 20 тысяч метелок ушли туда.
В следующем году всерьез настроился выиграть тендер «Беларуськалия» на поставку 80 тысяч веников. Снизив цену до минимума, одержал победу. Сразу встал вопрос: где эти 80 тысяч веников купить? Удалось заинтересовать жителей Богдановки связать такое количество метелок, однако для этого пришлось увеличить стоимость закупки. В итоге разница после уплаты всех налогов была не больше одного процента, хотя денег пришлось вложить немало.
Возникла и еще одна серьезная проблема: люди в погоне за количеством стали вязать некачественный, тонкий веник. В итоге метлы получились в полтора раза тоньше нужных. Возникал даже вопрос об их перевязке, но пойти на это я не мог: оказался бы в минусе. Кое-как удалось отдать этот товар.


Сотрудничество с «Беларуськалием» было для меня самым крупным в этой сфере, но не самым прибыльным. Чуть позже удалось неплохо заработать, продав ЖКХ 15 тысяч метел по цене в 2 тыс. неденоминированных рублей, при том что цена закупки составляла 1 тысячу.
Уже несколько лет метлами я не занимаюсь. Причин сразу несколько. Самая главная – плохое качество богдановского веника. Люди не хотели понимать, что теми метлами, которые они вязали, мести невозможно. Вторая причина – очень высокая закупочная цена, которая практически не отличалась от цены продажи. Еще одно обстоятельство, заставившее меня выйти из этого бизнеса – проблемы государственных предприятий при расчете. Случалось, что после отгрузки метел не мог забрать свои деньги полгода.

Леонид Ребковец

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *