Мария Тихоновна Чаюк родилась 21 сентября 1934 года в Гомеле. В ее судьбе было многое: и военное детство, и забота о мирной жизни маленьких белорусов… 36 лет она проработала педагогом в детском саду, воспитав не одно поколение детей. Сейчас женщина живет в Минске и каждую неделю наведывается к родственникам – убедиться, что у них все хорошо. Она всегда искусно одета, улыбчива и учтива. У нее трое внуков и один правнук. Однако сама Мария Тихоновна мечтает о новом пополнении и с улыбкой признается, что ее любви хватило бы на большее количество детей. Она без устали ухаживает за домом и огородом в деревне. Выращенные ею фрукты и овощи частенько украшают хлебосольный стол, за которым хозяйка собирает свою дружную семью.
Первые воспоминания о детстве у Марии Тихоновны связаны с началом войны. Хоть и прошло 72 года со дня Великой Победы над фашизмом, но не забыть тех страшных дней и событий. Война многому научила ее. На вопрос, как она и ее семья пережили военные годы, моя героиня отвечает просто и без пафоса:
— Следила за младшими сестрами, полола, садила картошку. Затем выращивала ее и собирала. Работы было много и рук вечно не хватало, «в ход» шли все: от совсем маленьких детей до стариков. Помню, как я, мама и старший брат Петя ходили заготавливать дрова. Мне тогда было семь лет, Пете – десять. В самом начале войны, когда у нас еще была лошадь, мы на ней ездили в лес. Старший брат рубил молодые деревца, а мы с мамой собирали хворост. Я изо всех сил старалась ей помогать. Мама казалась такой маленькой и худенькой, что меня всегда преследовал страх: если она сильно устанет, то может лечь и никогда не проснуться.
Времена были настолько тяжелые, что всей семье Марии Тихоновны приходилось есть гнилую картошку, полевую траву, сырые грибы. Героиня признается с горечью, что всегда хотелось есть. Был случай, когда в деревне сказали, что скоро приедут каратели, и от испуга весь народ зимой побежал в лес, некоторые босиком, чтобы спастись от немцев. Тогда дали хлеб, но он был заморожен и от него нельзя было откусить ни кусочка. Спасаясь, люди грели его в руках, чтобы хоть немного поесть…
— Помню случай, уже в конце войны, когда очень сильно заболела мама. К нам пришел старенький доктор и сказал, что маме нужен сахар, иначе она умрет. Сахар в ту пору был на вес золота, а для нас детей – самое сказочное лакомство. Из всех дорогих вещей в то время мама сберегла длинную красивую дубленку. Именно ее мы продали и купили большой кусок сахара, весом примерно в триста граммов. Каждый день мама отламывала кусочек и кушала. Каждый раз мы смотрели затаив дыхание. Нас было четверо детей, но даже самая маленькая не посмела бы взять хоть крошку от этого сахара. Мы понимали, что от этого зависит жизнь мамы.

Летом 1941 года отцу Марии Тихоновны пришла повестка на фронт. «Папа собрал свои вещи и ушел. Когда я проснулась, его уже с нами не было. С того дня наша семья его больше никогда не видела…»
— Ярким воспоминанием была смерть бабушки и дедушки. Бабушка всегда говорила, что хотела бы отправиться на тот свет спокойно, в своей постели, в окружении близких друзей, а дедушка говорил, что ему все равно, даже если это произойдет под забором. Знаете ли вы, что немцы были разными? По моим детским понятиям они были добрые и злые. В нашу деревню пришли сначала добрые. Когда умирала бабушка, эти немцы уважительно отнеслись к ситуации: они вели себя тихо и даже принесли продукты. Бабушка умерла, как и мечтала. Мы были рядом, в доме стояла тишина, а через неделю после похорон, пришли другие немцы. Они выгнали нас в хлев, а сами обосновались в доме. Вели себя как хозяева: рылись в сундуках, били последнюю живность. На следующий день умирал дедушка. Он говорил, что хочет умереть в доме или хотя бы на крыльце, но немцы не разрешили. Они унесли его с крыльца и кинули в огороде. Дедушка попытался вернуться на крыльцо, но немцы отбросили его назад. Он так и умер к вечеру, как нищий под забором. А я на всю жизнь поняла, что к смерти нужно относиться так же уважительно, как и к жизни.
— Еще помню, как однажды мама искала пропавшую корову. На опушке леса она набрела на партизанскую времянку. В ней никого не было, но лежало разное оружие. Испугавшись, мама бросилась бежать в сторону дома. Наверное, ее видел один из карауливших партизан, потому что за спиной она услышала приказ немедленно остановиться. Но мама знала, что медлить нельзя, потому что никто не будет разбираться, кто она и что здесь делает. Мы могли бы никогда ее больше не увидеть: в ту пору было много странных историй, предателей и разбирательств без суда и следствия. Маму могли принять за шпионку. Наш дом строили отец с братом. Он был большой и красивый. Не зря дом приглянулся в свое время немцам. А после их ухода, маму попросили разрешить устроить там госпиталь. Она не смогла отказать и я помню, как в обеих комнатах повсюду лежали раненые: на лежаках, на полу, а мы ютились за тканой ширмой, которая отделяла печку и мамину кровать от большой комнаты.
— Марина Тихоновна, а как вы встретили День Победы?
— В одно утро мама сказала, что война окончена. В тот день я проплакала всю ночь. Я видела, как возвращались мужчины в семьи, как, несмотря на тяжесть груза, в глазах женщин загорались огоньки радости. Был праздник, а мы хоронили отца.

— С годами все детские мечты сбылись?
— Моей самой большой мечтой всегда было получить высшее образование, ну а потом получить любимую работу (улыбается — прим.). Как видите, у меня все получилось.
— Почему Вы выбрали профессию воспитателя?— С детства у меня была любимая учительница – Ольга Семеновна. Она была для меня примером, я всегда хотела быть похожа на нее. Когда мы с друзьями играли в «школу», я всегда была учителем. Стала замечать, что меня слушаются не только ровесники, но и старшеклассники. Так и поняла, что найду себя в этой профессии.
— На Ваш взгляд, какие качества необходимо воспитывать в детях и стоит ли что-либо менять в современном воспитании?
— В детях необходимо воспитывать такие качества, как трудолюбие, добросовестность, честность, умение заботиться о других. Особенно важно нравственное воспитание, чувство взаимопонимания, патриотизм, но самое главное – уважение к себе. Будучи свидетелем войны, я видела многие проявления характеров людей. Они были и хорошими, и плохими. Многие из них винили себя в содеянном просто потому, что в детстве им не сказали, что людям свойственно ошибаться.
Мне бы хотелось, чтобы учителя оставались теми самими учителями, которые помогают детям развиваться, учат творчеству, более милосердны и снисходительны, тем самым воспитывая в них любовь к месту, где они живут и учатся. Ведь дети – это не просто цветы жизни. Это ее проявление.
— Каким сегодня Вам видится портрет современной молодежи? Что бы вы пожелали нашему поколению?
— Я хочу сказать, что если правильно ко всему подходить и смотреть, наши ребята хорошие. Они умны, страстны, грамотны. Бывают, правда, разные случаи, но мы говорим про основную часть. Я бы хотела, чтобы нашей молодежи давали больше возможностей проявлять себя.
Первое желание, конечно, всем-всем только здоровья. Второе – чтобы во всем мире царила любовь, внимание и взаимность. Ну, а третье – любить жизнь, ведь она дает вам сегодня все необходимое для того, чтобы быть счастливыми.
Александра БУДКЕВИЧ