Антиутопия: темное прошлое или «светлое» будущее человечества?

Наверное, каждый из нас, бродя по просторам Интернета, не раз натыкался на тематические подборки книг. Они предлагают своим читателям познакомиться то с десятью лучшими романами человечества, то с шорт-листом произведений, обещающих изменить ваш взгляд на мир. И все чаще наряду с шедеврами классицизма, романтизма и реализма в таких списках появляется новый жанр — жанр антиутопии. Впрочем, не такой уж новый, раз он продолжает интересовать людей вот уже на протяжении целого столетия.

Безусловно, литературный процесс 20 века вполне заслуживает названия «фабрики антиутопий». Любопытно то, что и сегодня число поклонников этого жанра растет в геометрической прогрессии. Так в чем же причина такой бешеной популярности книг-антиутопий? И почему любой ценитель классики мечтает поставить их на свою книжную полку?

С чего всё начиналось?

 В далеком 1516 году английский философ Томас Мор пишет свой знаменитый роман «Утопия», где изображает так называемое «прекрасное далеко» — общество, построенное на идеях равенства и справедливости. А спустя три с половиной века англичанин Стюарт Милль прибавляет к слову «утопия» приставку «анти».

Термин «антиутопия» как обозначение литературного жанра появится почти на век позже — когда в 1952-м Гленн Негли и Макс Патрик издадут антологию «В поисках утопии».

Впрочем, ситуация «антиутопии есть, а слова нет» ничуть не мешала авторам. В конце XIX — первой половине ХХ века антиутопии стали набирать силу. Не обошли их стороной и самые прославленные авторы: Жюль Верн, Джек Лондон, Джером К. Джером, Валерий Брюсов.

Число антиутопий резко возросло после Первой мировой войны — оно и понятно. Можно себе представить, как меняется мир, в котором вдруг становится возможным оружие массового поражения с ранее невиданной эффективностью! Газовые атаки с помощью хлора и иприта… Косящий людей шеренгами пулемёт «Максим»… И это бестрепетно применяется всеми воюющими сторонами лишь для того, чтобы на несколько сотен метров отодвинуть линию фронта!

Всё это не могло не наложить отпечаток на психику людей того времени. Надо было осмыслить произошедшее — и не сойти с ума. Жизненно важным оказалось найти ответы на вопросы: «Кто мы?», «Что мы — разумные, культурные люди — можем сотворить с собой и с другими?», «Что нас ждёт в будущем, если такое происходит в настоящем?». И в этом, как и всегда, человеку помогло искусство. В особенности же – литература.

В лучших традициях жанра

 Уинстон Смит. Кадр из фильма Майкла Редфорда «1984»

Что же такое антиутопия? Разобраться в этом не так просто. Конечно, определений много, но они либо недостаточны и расплывчаты (как в Википедии: «…направление в художественной литературе, описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития»), либо занимают полстраницы текста и написаны кондово-академичным языком. Поэтому порой читатель – новичок путает этот жанр классической литературы с обыкновенной фантастикой. А ведь антиутопия имеет ряд ярких отличительных черт.

Во-первых, в описываемом авторами социуме явно плохо. Причём то, что там плохо — даже если большинство живущих внутри антиутопии этого не осознаёт, — читателю очевидно.  Во-вторых, герои антиутопий лишены каких бы то ни было свобод: они становятся послушными рабами государственной машины. Основная черта общества в антиутопии — тотальное, абсолютное недоверие к человеку как личности. Всё расписано и должно идти только так, как установлено. Различия между людьми или вовсе не признаются, или разрешены только в отведённых рамках — при этом людей разделяют либо по функциям, либо по слоям. Член такого социума ни в коем случае не должен располагать полной и достоверной информацией о происходящем. В идеале он не должен и думать — думать будут за него.

«Свобода- это возможность сказать, что 2х2=4, все остальное из этого следует» Дж. Оруэлл «1984»

Отсюда берет начало и основной страх государства-антиутопии — страх потери контроля. Он проявляется во всем, начиная с максимальной унификации и заканчивая показательно-назидательными расправами над отступниками.

Кроме того, антиутопия – это совершенно иной взгляд на общество и систему государственного управления в целом. Она не содержит никаких гениальных предвидений, а всего лишь чуть более выпукло показывает реальность. Единственный футурологический аспект — демонстрация того, к чему приведут тенденции сегодняшнего дня. И по сути своей этот жанр — своеобразная докладная записка «о развитии текущего момента».

Топ-5 классических антиутопии

1.Джордж Оруэлл «1984»

25 июня 1903 года  в Матихари (Бенгалия), к радости скромного колониального служащего Блэра и его жены, появился на свет мальчик Эрик. Через сорок шесть лет, незадолго до смерти от туберкулёза, он под псевдонимом Джордж Оруэлл напишет свою последнюю книгу — о страхе и отчаянии, страсти и гневе, о людях, переставших быть людьми, и о тех, кто пытается остаться человеком вопреки государству, уничтожающему всё живое в своих гражданах.

Глядя на современное ему общество 1948 года и на то, как оно развивается, Оруэлл попытался предугадать самые страшные последствия человеческой беспечности, глупости, слабости. Во многом он ошибся. Но роман «1984» прогремел по всему миру, став самой знаменитой антиутопией в истории. Его запрещали ( советский читатель смог познакомиться с романом только в 1988 году) и включали в списки «лучших книг всех времён и народов», — но игнорировать его было невозможно.

  1. Джордж Оруэлл «Скотный двор»

Тема тоталитарного общества, калечащего и убивающего, поднималась Оруэллом и раньше. В 1945 году была издана его сказка-антиутопия «Скотный двор». В ней животные, изгнав своего жестокого хозяина мистера Джонса, в итоге приходят к безграничной диктатуре свиньи Наполеона. Фраза «Все животные равны, но некоторые животные равнее других» стала крылатой и ничуть не потеряла своей актуальности и сегодня.

3.Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Общество будущего (2541 год) — общество потребления, доведённого до предела, и Форд — бог этого социума. Девиз планеты — «Общность, Одинаковость, Стабильность», и всё делается в соответствии с ним: так, людей выращивают на человекофабриках, ещё на эмбриональной стадии разделяют на пять каст и жёстко, эффективно развивают желательные свойства и подавляют ненужные. Но раз за разом идеально отлаженная государственная машина дает сбои. И отнюдь не всегда к радости «неправильных».

  1. Энтони Берджесс «Заводной апельсин»

Как далеко чувство вседозволенности может завести подростка? Умный, харизматичный и одновременно жестокий антигерой Алекс смог дать ответ на этот вопрос только тогда, когда в результате нечаянного убийства попал в тюрьму и сам стал жертвой новейшей программы по перевоспитанию преступников. Но разве может вмешательство во внутренний мир человека исправить испорченное мышление? Ведь каждый может измениться, только если сам того захочет.

  1. Татьяна Толстая «Кысь»

Тот, кто читал повести и рассказы Татьяны Толстой, знает, что обычно она пишет о любви, о женских судьбах. Роман «Кысь» совсем другого плана, трудно даже поверить, что все это написано одним автором.

В романе изображен совершенно нереальный, какой-то фантасмагорический мир. Читатель догадывается, что все это происходит после страшной техногенной катастрофы, которая уничтожила огромное количество людей. На оставшихся в живых Взрыв наложил свой отпечаток, преобразив до неузнаваемости их тела, души, а главное – язык, на котором они говорят и думают.

Антиутопия и современность

Каждый читатель вольно или невольно примеряет описанные в антиутопиях ситуации на себя и окружающий мир. Редко кто читает подобные книги совсем уж отстранённо, с холодным любопытством исследователя. Количество написанных, прочитанных и осознанных антиутопий уже вполне позволяет смотреть на реальность как на один из вариантов будущего.

Но рассматривая антиутопии ХХ века, можно прийти к интересному выводу: они давно уже представляют собой не столько предсказание будущего или попытку оглянуться в прошлое, сколько способ осознать настоящее. Грядущие невзгоды гораздо меньше волнуют человека, чем то, что окружает его непосредственно.

Впору писать новую антиутопию: о том, как рушатся наука и образование — от лени и равнодушия. Или о том, как на человека день за днем обрушивается огромное количество низкосортного информационного и эмоционального сора. А может, о том, что скрывается за показным благополучием общества потребления?  Хотя сейчас, по сути, антиутопия не имеет для нас большого смысла: мы живем в ней.

А реальное будущее наверняка — в который раз — окажется совсем другим…

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *