История балета: как создавались и развивались лучшие балетные студии мира

Культура

Балет является одним из самых красивых и поистине впечатляющих своим мастерством видов искусства. Тысячи и даже миллионы людей по всему миру восхищаются грациозностью и великолепием балетных постановок Франции, Италии, России.Однако не многие знают, как создавался балет.

Зарождение балета

Началось все в средневековой Италии в 15 веке. Совершенно неведомый никому тогда вид искусства возник при дворах аристократов. В основном балет в то время имел вид обыкновенного танца, в котором участвовали актеры и иногда зрители. Людей, которых можно было назвать хореографами, было очень мало.Одним из таких был Доменико из Пьяченцы. В своих работах вместо слова danza он часто использовал слово ballo,  хотя с итальянского они оба переводятся как танец. Поэтому его танцы стали известны как baletti или balletto. Скорее всего, от этого слова и пошло современное название слова «балет».

Началом балетной эпохи во Франции следует считать 15 октября 1581 года. Именно в этот день зрители впервые наблюдали первую балетную постановку, которая называлась «Комедийный балет королевы» или «Цирцея», который представлял собой балетную драму. Поставил ее итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо. Основой музыкального сопровождения были придворные танцы. В последующие 50 лет танец вытеснил из балета элементы драмы. Балеты ставились не только при дворах богатых людей, но и за определенную денежную плату в театрах.

«Комедийный балет королевы» (1581)

Дальнейшее развитие балета

Новый этап в развитии балетного искусства приходится на 17 век. Во время царствования во Франции Людовика 14 балетные спектакли достигли своего великолепия. В 1661 году король основал Королевскую академию музыки и танца в комнате Лувра. Это была самая первая в мире балетная школа. В нее вошли 13 ведущих танцмейстеров. Также существенное влияние на развитие балета во Франции оказал итальянский хореограф и композитор Жан-Батист Люлли. Одной из самых известнейших постановок Люлли является «Балет ночи», где роль Солнца исполнил сам Людовик 14. Именно из-за его большой любви к балету, а также за исполнение роли Солнца,он получил титул «Король-Солнце».

Вскоре была открыта Парижская опера, где балетмейстером был назначен Пьер Бошан. Он сформировал первые балетные труппы, состоявшие только из мужчин. Женщины появились на сцене Парижской оперы лишь в 1681 году.

В 1669 году Людовик 14 основывает Королевскую академию музыки.  Через год, в 1670 году здоровье Людовика резка ухудшается, и он оставляет сцену. После него из балетной труппы начали уходить все аристократы, которые на протяжении многих лет танцевали на оной сцене с королем. После этого балетная труппа начала формироваться в основном из профессионалов, а балет стал развлечением для привилегированной части общества.

В 1671 году Люлли основывает в Королевской академии музыки танцевальную академию. Эта компания существует и по сей день как Балет Парижской оперы, являясь одной из самых старейших балетных труп мира.

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 года пр дворе русского царя Алексея Михайловича Романова. Своеобразие русского балета начало формироваться в начале 19 века. Французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло внес существенный вклад в развитие русского балета. Он усилил роль кордебалета, а также утверждал приоритет женского танца. Настоящий переворот в балете совершил русский композитор Петр Ильич Чайковский. Его музыкальное сопровождение привнесло драматическую выразительность в балетный танец. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» раскрывала балетное действие, воплощала характеры героев.

Начало 20 века привнесло много новаторских идей в развитие мирового балета.Основной целью являлось преодоление стереотипов в балетном танце 19 века.

фрагмент из балета «Спящая красавица»

Танец модерн.Современный этап развития балета

Новый этап развития балета приходится на начало 20 века. Появление в танце элементов модерна существенно изменило современный облик балета. Многие танцоры и хореографы постепенно начали уходить от строгих норм балета и плавно переходить к свободному танцу, главными составляющими которого являются не отрепетированность действий и искусственность движений, а своеобразная свобода творчества. Танец, как считали многие адепты того времени, является своего рода философией, способной изменить человека и его жизнь. Родоначальницей свободного танца принято считать американскую танцовщицу Айседору Дункан.

На этот же период пришелся и расцвет романтизма в балетном искусстве. Его ярким представителем является русский балетмейстер Михаил Фокин.

Вплоть до начала 20 века обучение театральному и балетному искусствам, музыке, а также драматическому мастерству в России велось в единственном заведении — Императорском театральном училище. Уже после событий Октября 1917 года такого рода образование начало делиться отдельно на балетное, оперное, музыкальное. Во многих заведениях, однако, продолжала существовать смешанная система обучения.

На протяжении многих лет движения совершенствовались, что в итоге вывело балет на совершенно новый уровень. Если же говорить о современном виде балета, то он отличается от классического более раскованными движениями и смелыми костюмами. Многие ценители балета по-разному относятся к такого рода нововведениям.Одни считают, что это вполне закономерный ход, которого не следует избегать, а другие, что балет должен оставаться балетом, с его отточенностью и строгостью движений. Однако в танце, не важно каком, классическом или современном, единственное должно оставаться неизменным — грация человеческих движений и душа, центром которой является философская сила балетного искусства.

Для того чтобы погрузиться в этот волшебную атмосферу вам необходимо совсем немногое: ваш компьютер и большое желание познакомиться с миром балета. И вот вы уже сидите в большом зале театра и смотрите самые лучшие балетные постановки мира. И это то, что действительно стоит увидеть.

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *