Русские тележурналисты на журфаке БГУ: разговоры о настоящем и будущем профессии и очередь за фото с Валдисом Пельшем

Сначала преподаватели сгоняли студентов, как послушных овец, в актовый зал, а потом не могли вытащить оттуда: русские журналисты приехали. Профессионалы своего дела (и шутливые интеллектуалы по совместительству) поделились своим журналистским опытом со студентами белорусского столичного журфака. Что советовали — читайте ниже. Валдис Пельш — чемпион встречи по количеству сделанных с ним фото для Инстаграм. А вообще-то все русские эксперты приехали на фестиваль, смотреть и судить документальные фильмы.

Генеральный директор Фонда «Академия Российского телевидения» Этери ЛЕВИЕВА первой взяла микрофон и, в общем-то, на протяжении всей встречи была в роли ведущей: передавала микрофон коллегам и знакомила с ними аудиторию. Она сказала, что в России уровень образования будущих журналистов (телевизионщиков в том числе) «мягко говоря, оставляет желать лучшего». Потом начали разговор о том, что на факультете журналистики сейчас абсолютное большинство — девушки. В Минске, кстати, тоже.

Девушкам кажется, что работа телеведущей — панацея в этой профессии.

Кира ПРОШУТИНСКАЯ советует молодым тележурналистам:

Каждый из нас хотел бы поработать в кадре, но не все при этом являются внутренним редактором. Скорее это просто ведущий, который работает только с «ухом». Я никогда не работала с ухом, потому что мне это мешает. Запись одной программы у меня идет от 3,5 до 4 часов, и я не отключаюсь во время разговора со своими героинями, все время внутренне монтирую, знаю: что оставлю, что не оставлю. Телеведущий не должен просто сделать что-то и отойти в сторону.

Я закончила факультет журналистики МГУ. Нас было сто человек, в профессии остались очень немногие. Я думаю, что не все, присутствующие в зале, будут работать в журналистике. Скажу не педагогично, но то, как вы сейчас учитесь, не имеет никакого отношения к тому, кем вы можете быть потом и какими вы станете. Среди моих сокурсников те, кто был скромен и смущался, вдруг стали кем-то. А из ярких лидеров ничего не вышло. Я начала работать со второго курса. Начинайте работать как можно раньше! Обязательно работайте, чтобы понять себя. Чтобы вы абсолютно точно понимали в выпускному курсу, чего вы хотите, чего вы не хотите. Хотите вы быть ведущей и можете ли вы. Смотрите на себя со стороны, оценивайте себя трезво, определенно. Это очень сложно, но только это дает возможность ощутить себя в этом пространстве.  Любовь к себе, конечно, хороша. Но не чрезмерная: такая только мешает стать «кем-то». Если ты сумел сделать себя — значит у тебя долгая жизнь в журналистике. 

Есть такие люди, у которых дар свыше, дьявольское телевизионное обаяние, как у Познера. Мне же нужно много работать, чтобы каким-то образом удерживать внимание зрителей на протяжение стольких лет. Думайте о том: дано ли вам свыше или вы должны работать. И в том,  и в другом случае будет результат.

Что посмотреть: программа «Жена»

Этери ЛЕВИЕВА:

Профессиональная журналистика — опасна. Вспомним Влада Листьева, Павла Шеремета и других. К сожалению, этот список продолжается. Готовясь к этой профессии, нужно это понимать. В России на сегодняшний день телевизионные СМИ находятся под государственным контролем, и каждый журналист, естественно, задает себе вопрос: нужно ли раскрывать, показывать темные пятна или же нужно быть патриотом и показывать, как много хорошего в стране. Спор об этом у нас продолжается. Вам тоже придется для себя эти вопросы решать, как их решал когда-то и Леонид Млечин. Ту правду, которую можно увидеть в его программах, вы нигде больше не увидите.

Телеведущий Леонид МЛЕЧИН обратился из-за кафедры ко всем студентам с шуточным (точнее нешуточным) запугиванием:

Столько милых лиц в зале. Думаешь: неужели столько людей могут одновременно совершать ошибку и думать, что они хотят стать журналистами. Вот это время, которое проходит с того момента, когда ты сидишь в зале и смотришь на «ветеранов» пришедших тебе что-то рассказать, и до того момента, когда ты там оказываешься, пролетает очень быстро. Важно использовать этот короткий момент достаточно разумно.

Со мной 240 человек учились на курсе на факультете журналистики. Половина сразу оказалась разумной и вовсе в журналистику не пошли, другим понадобилось некоторое время, чтобы от этого отказаться. У моего сына на курсе было 300 человек, в журналистику пошли трое. Молодежь взрослеет. Надеюсь и вы достаточно сообразительны и стараетесь избежать этой профессии. Потому что она, помимо всего прочего, чудовищно конкурентная. Журналистом средней руки быть невозможно. Быть в журналистике не первым крайне тяжело, потому что это очень заметно: кто есть кто. Очень важно найти себе правильных учителей. Хорошо, если у тебя есть запас трудолюбия. Мое первое задание было — сделать подпись под фотографией, одна фраза. Рабочий день начинался в девять и заканчивался в шесть. Всю неделю, с перерывом на обед, я работал над этой подписью. И я не справился с этим заданием. Поверьте, я очень старательный прям с самого детства. Но я не справился. Это довольно сложная и неприятная штука.

Цитируем то самое «послание», которое выросло из рассуждений о том, как интернет повлиял на журналистику:

Возникает ощущение, что журналистика умирает на наших глазах, потому что ты открываешь телефон и уже через три секунды знаешь о событии все. Даже не пошевелившись, пальчиком сделав легкое движение. Возникает ощущение, что профессиональная журналистика больше не нужна. Социальные сети ее с успехом заменяют. Интернет меняет сейчас как журналистику, так и восприятие. Мы не очень отдаем себе отчет в том, что информационный мир заполнен огромным количеством придуманных сообщений, существуют колоссальные структуры, которые наполняют это пространство такими сообщениями. Мы объединяемся в сети, подбираем себе людей, с которыми нам приятно общаться, и получаем из этой сети информацию. Высококлассную информацию. А если в сеть объединяются двоечники, какого рода информацией они обмениваются? А когда ты получаешь бесконечный поток посланий от друзей, ты доверяешь этому потоку, потому что доверяешь своим друзьям. Это же твои кореши!  Мы погружаемся в новое Средневековье. Нечто подобное происходит. Нам казалось, что интернет откроет доступ к невероятному количеству информации, но происходит обратное: люди замыкаются в узком информационном пространстве и не желают выходить за его пределы. Мы жаждем только подтверждения того, что уже знаем, а не новых знаний. То, что заставляет нас задуматься, мы отвергаем. Блистательная перестроечная журналистика обрушила на нас лавину информации, а теперь мы удовлетворяемся тем, что хотелось бы знать. Сами себе замыкаем круг. Это довольно катастрофично. Но надежда на расследовательскую и аналитическую журналистику у меня остается, иначе мы останемся в плену у наших заблуждений. Надеюсь, что вы измените эту ситуацию.

Что посмотреть: «Вспомнить все»

Этери ЛЕВИЕВА:

В России конкуренция между каналами огромная. Политические программы похожи друг на друга, а вот развлекательные, документальные, культурологические проекты сражаются за рейтинги.

Обладатель восьми премий «ТЭФИ» Сергей МАЙОРОВ рассказал про рейтинги, доли и контент, социальные сети и любимые передачи. Кстати, очень возмущался тем, что Дудя считают журналистом-профессионалом:

— Я своим студентам показываю на занятиях цифры социологических исследований, и мы видим, что аудитория трех главных федеральных каналов очень стареет: 65+. Конечно, им интереснее смотреть ток-шоу, узнавать о количестве абортов, кто кому морду набил, кто с кем изменил. Протест в интернете, интернет показывает, что реально хотят смотреть зрители. Я думаю, что будущее за контентом. К сожалению, на сегодняшний момент ваше поколение телевидение потеряло. Замыкаться в соцсетях — это тоже не круто. Молодежь должна на кончиках пальцев ощущать этот мир.

Когда попадаешь на Бали, то как-будто попадаешь в другую реальность. Там нет социальных сетей, там большие проблемы с интернетом. Люди, которые там живут, сделали этот остров модным. Они занимаются там фотографией, рисуют картины, путешествуют. Но там есть ощущение какой-то коммуны. Все больше и больше людей хотят объединятся, хотят менять мир к лучшему. Хочется, чтобы и вы выныривали из соцсетей и как-то меняли мир, в котором будете жить вы и ваши дети.

Очень люблю программы, которые меняют мир. Например, «Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Идеальный ремонт». А вообще вам очень повезло, что вы можете делать свой контент и даже зарабатывать на этом.

Что почитать: Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить»

Что посмотреть: «Бабье лето»

Валдис ПЕЛЬШ увлеченно рассказывал о своих документальных работах. К слову, он с большим удовольствием и снимает фильмы, и снимается сам. «Угадай мелодию» очень живучий проект, и  обычно зимой его приглашают туда на съемку. Его команда наснимала 4 Тб в зоне смерти, а скоро он отправится делать фильм про белую акулу:

Документалистика помогла мне осознать, что я делаю то, что мне нравится, и могу не отчитываться за это. Благодаря документалистике, я стал верить в приметы. Особенно после того, как я встретил на коридоре Диму Хаустова, который и рассказал мне об архиве летчика, писателя Георгия Байдукова. С этого все и началось.

На фестиваль Валдис Пельш привез фильм «Полярное братство», которое оценили ветераны-полярники.

Я не вижу ничего плохого, чтобы телевидение было и в интернете. Благодаря интернету, у нас появилась новая возможность находить нового зрителя и доносить ему то, что нам кажется интересным. Мои фильмы уже тоже лежат в интернете. Не надо благодарностей, просто посмотрите.

Что посмотреть: «Люди, сделавшие Землю круглой»

После заключительных слов «всем спасибо за внимание» и милого прощания с овациями и аплодисментами зал лавиной двинулся к сцене, чтобы «сфоткаться» со знаменитостями. Такой радостью студентки спешили поделиться в Инстаграм.

 

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *