Покоритель бескрайних просторов

Олимпийский чемпион по велогонкам Крис Боардман представил дизайн велосипеда 21 века. Он будет подсчитывать калории, играть музыку и даже использовать моторчик от солнечных батарей, чтобы продолжать движение, если ты устанешь крутить педали. Никакого бензина, выхлопных газов и треска глушителя! Технологии, необходимые для этого транспортного средства, уже существуют. Нужно просто собрать их в одном велосипеде.
Кто же изобрел велосипед? Точного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Дело в том, что велосипеду предшествовало множество изобретений. Впервые в своих чертежах его нарисовал великий изобретатель Леонардо да Винчи. По-настоящему велосипед начал совершенствоваться и набирать популярность с начала XIX века.

История велосипедного спорта, в отличие от других Олимпийских видов известных тысячелетиями, возникла сравнительно недавно, в конце XIX века. Первые спортивные общества возникли в крупнейших городах Беларуси еще в конце позапрошлого столетия. Это были отделения российского общества «велосипедистов-туристов». Проводились даже первенства на лучшего ездока. В 1895 году наш земляк Д.Кологривов в составе сборной России участвовал в международных соревнованиях в Санкт-Петербурге. Но самые громкие победы того времени связаны с именем старейшего белорусского велогонщика Михаила Дзевочко.

Все любят цирк. Но тот бродячий цирк, который расположился на базарной площади Минска, ученик начального городского училища Миша Дзевочко любил особенно. Ведь в нем выступал очень добрый и веселый пожилой артист. На манеже он проделывал невероятные трюки на одном колесе, ездил стоя в седле, крутил педали руками. Заметив, что Миша по нескольку выступлений подряд не сводит с него восторженных глаз, он научил юного зрителя езде на велосипеде.
Пришла осень, и бродячий цирк уехал в теплые края. Шлепая по лужам, Миша часто приходил в больницу, в которой навещал старого артиста. Но однажды в палату его не впустили. Фельдшер передал ему записку со словами «Это тебе на память». Пока Миша читал записку, сторож выкатил из сарая новый велосипед…
Так Миша Дзевочко стал первым велосипедистом. Будучи уже известным спортсменом, он часто вспоминал это странное сооружение с огромным передним колесом и педалями без передачи. «Чудо техники» было капризным и по-своему выражало недовольством минскими улицами. Получив сильный удар о колдобину, велосипед становился «на дыбы» и, словно мустанг, безжалостно сбрасывал своего седока через переднее колесо. Если тот не успевал отскочить в сторону, то получал вдогонку щедрый пинок маленького заднего колеса.
Лишь приехав в Москву по служебным делам, наш земляк впервые увидел велосипед с цепной передачей. Это событие перевернуло жизнь простого рассыльного Либаво-Роменской железной дороги. Именно на нем Дзевочко проявил себя как способный гонщик, выступая в 1883 году в Московском манеже, где однажды сумел выиграть второй приз.

Вскоре пришел момент подлинной славы. В гонке Санкт-Петербург- Москва спортсмен сумел опередить именитого австрийца Франца Гергера. Нужно отметить, что участвовавшие в этой гонке иностранцы, в отличие от нашего земляка, были профессионалами. Немец Регейс за несколько дней до старта продемонстрировал свои руки с крупными мозолями и пояснил, что «это от руля». Кроме того, перед стартом Дзевочко столкнулся с обстоятельствами, смутившими его гораздо больше, нежели мозоли Регейса. На одной из веранд гостиницы на Невском, где жили спортсмены, стояли десять огромных ящиков с велосипедами прославленного Гергера. Их было более тридцати, абсолютно новеньких, одной марки и веса. У Михаила Дзевочко был только один велосипед. А оказание техпомощи тогда не практиковалось, да и деления на этапы не было и в помине…
На стороне иностранцев были и опыт, и деньги. К тому же многим русским гонщикам приходилось выдерживать тяжелую борьбу с иностранными фирмами. Ради рекламы и прибыли фирмы всячески добивались победы своих спортсменов. Там, где не удавалось победить честно, в ход шли самые грязные средства. Например, накануне первенства России 1894 года в Москве, во время общего обеда для участников состязаний получил отравление московский конькобежец и велосипедист С. Пуресев, который был вынужден отказаться от участия в гонке. Такие были нравы в те времена.
Австриец Гергер был настолько уверен в победе, что заранее заказал в Москве карету, чтобы с триумфом въехать в российскую столицу. Но не Гергера, а нашего земляка Михаила Дзевочко первым приветствовали на финише в подмосковном селе Всехсвятском. Гергеру же пришлось расплачиваться с московскими извозчиками за неиспользованную карету.

После победы в чемпионате России Михаил Дзевочко в 1896 году покоряет Туманный Альбион, опередив английских денди в гонках на треке. Это принесло ему мировую известность. Но, как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы в радужные планы спортсмена. Со временем велогонки перестали приносить прибыль, их стали вытеснять конные бега и входившие в моду мотогонки. Один за другим закрываются частные велотреки. На Западе и в крупных городах России все меньше и меньше проводится велосипедных соревнований. Знаменитый гонщик, чтобы заработать себе на жизнь, выступает на Московском ипподроме в заездах вместе с лошадьми.

Журнал «Велосипедист» по этому поводу сообщал, что «москвичи задумали нечто невиданное в России, они устроили состязание между велосипедистами и наездниками». Противоборство продолжалось два дня. Победителем оказался Дзевочко, а тот самый австриец Гергер упал в обморок…

В последний раз спортивные газеты упоминают о Михаиле Дзевочко в 1906 году, когда энтузиасты велоспорта сделали попытку организовать юбилейную гонку Петербург-Москва. Из этой затеи ничего не вышло- не нашлось в России меценатов. В то время наш земляк был в работниках у какого-то инженера в двадцати семи верстах от Москвы.

Мир жесток. Наступил век машин, и восторженная публика воспылала страстью к новым кумирам спорта. Судьба-злодейка оказалась немилостива к Михаилу Дзевочко. Известный спортсмен оказался забыт своими современниками.

 

Егор Шевчик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *