21 век: легко ли сохранить семью?

«Синдром Медеи» — крайне современный спектакль, полезный, как и женщинам, так и мужчинам. В РТБД его показали со всем отражением белорусской современности, социальных явлений нашего общества, а не просто перевели мифологическую историю древнегреческой «Медеи» Еврипида на белорусский язык.

 

В постановке Медея была Маринкой, Ясон – Яном, Эдик – Эгеем, а хор – друзьями из социальной сети Фейсбук. Примечательно, что в первом акте показываются последние события мифа – сцены убийства детей Маринкой, второй акт посвящен предыстории и причинам такой трагедии. Этот приём широко применим в постановках и называется ретроспекцией, когда прошедшие события выстраиваются во временной ряд.

 

Символичными являются статуэтки ангелов, шуба, корм и красные цветы. Статуэтки олицетворяли детей Маринки и Яна. Эту деталь можно объяснить тем, что в современных семьях детям не дают право голоса и выбора, особенно, когда семейное счастье даёт трещину, дети становятся вещами, которые родители делят, будто это совсем не живые люди, а совместно нажитое имущество. Шуба сопоставляется с мифологическим золотым руном. Элемент рассыпания корма по всей сцене используется для того, чтобы показать зрителю, какими являются друзья Маринки из Фейсбука. Это эгоистичные, фальшивые образы, которые всегда просят о помощи, а взамен, когда у героини случается череда неудач, осуждают как куры, не говоря уже о банальной руке помощи (кстати, интересно были поставлены движения рук героев, когда Маринка выходила на связь со своими фейсбук-друзьями). Красные цветы, маки — символ сильной любви, верности и семейного благополучия. В самом начале стену прорывает любовь Маринки и Яна, не смотря на все осуждения, притирки и несогласия со стороны мамы Яна – типичный образ женщины, которая всю свою жизнь провела в торговле, «знающая и разбирающаяся в людях». С обратной стороны упавшей стены прорастают маки. Маринка, узнавшая о предательстве мужа, начала вырывать цветы с корнями – любовь переродилась в ненависть.

 

А ведь причина разрыва семьи кроется в легкомысленности: Яна и Анны. Ян, уставший от бытовой жизни, и Анна, для которой отношения с Яном – «чисто посмеяться» и «ну, мужчинка ничего так», соединяются буквально совсем случайной связью, отношениями-однодневками, отношениями без будущего. Но доверия Маринки, даже если бы Ян желал восстановить отношения, не вернуть. Маринка перевоплощается в Медею. Зрителей, с одной стороны, Медея испугает, а с другой – вызовет жалость. Каждая сидящая в зале женщина однозначно испытывает сочувствие. Ведь Маринка теперь одна, наедине со своими проблемами в, казалось бы, многолюдном обществе друзей. Даже её лучшая подруга оказывается холодной к горю главной героини, а то и напротив – начинает говорить о своих пустяковых проблемах, проявляя при этом неуважение к Маринке и к тому, как та ей в своё время помогала.

 

Посыл автора сценария Юлии Чернявской, на мой взгляд, в том, чтобы люди научились чувствовать друг друга. Обращать внимание на благосостояние своих близких, их переживания, быть твердой опорой, уметь выслушивать и просто уделять им своё драгоценное время.

 

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Дарья Кукса

студентка 1 курса (аудиовизуальные СМИ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *