Александр Ефремов – о Голливуде, «Листопаде», и театре

«Беларусь – страна для жизни» — именно так говорится в одной известной рекламе. Но только ли для жизни? Что можно сказать о культуре? Есть ли у нас возможность для реализации людям, чья профессия не юрист или программист? Большинство, недолго думая, ответят отрицательно. И действительно: можем ли мы сейчас назвать известных белорусских актёров театра или кино? Это вряд ли. У некоторых лишь всплывут имена советских актёров, которые снимались на «Беларусьфильме». Но утверждать то, что нашего театра и кино нет, всё равно, что называть Беларусь Белоруссией – всё так говорят, но это в корне неверно. Дабы не быть голословным, мы решили проанализировать положение белорусского театра и кино на сегодня вместе с одним из самых известных белорусских режиссёров, главой театра Киноактёра Александром Васильевичем Ефремовым.

— Думаю, вы, как никто сможете ответить мне на главный вопрос, касающийся белорусского кино.
Почему большинство фильмов мы снимаем с Россией? Неужели мы сами не можем снять достойный продукт?

— Знаете, я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы снимать фильмы в содружестве с кем-то. И дело тут вовсе не в бюджете. Взгляните сами: даже такие титаны индустрии как Голливуд очень часто снимают фильмы совместно с европейскими и азиатскими странами, хотя своих денег у них хватает. Главная причина подобных коллабораций сегодня – это количество аудитории, которая его посмотрит. Совсем непросто снимать качественное кино и получать с него прибыль, если посмотреть его сможет только 10 миллионов человек. Но в случае съёмок фильмов с Россией, нашу картину увидит ещё 150 миллионов, что сможет её окупить, а это, в свою очередь, даст нам возможность снимать дальше.

— Все те, кто хоть сколько слышали про Беларусь, и белорусское кино узнают нас именно по картинам о войне. Почему именно военные фильмы так хорошо у нас получаются?

— Да с чего вы взяли? Это расхожее заблуждение. Безусловно, фильмы про войну у нас удаются действительно хорошо, что неудивительно – кому как не нам их снимать, но это вовсе не значит, что и другого кино мы не производим. Если даже вернутся к истории, то нам всегда удавались фильмы для детей – взять те же «Приключения Буратино» Нечаева – классика, которую до сих пор с удовольствием пересматривают и дети и взрослые. На данный же момент, кроме военных фильмов на нашем кинорынке есть хорошие мелодрамы, исторические фильмы, документалистика.

— Что в белорусском кино до сих пор осталось в качестве советского наследия?

— Это очень неоднозначный вопрос и по этому поводу можно очень долго полемизировать. Скажем так: советская традиция действительно оказывает влияние на наше кино, но на данный момент «Беларусьфильм» вполне самодостаточен. Другое дело, если вы считаете, что единственное, что нам остаётся делать, так это стремится к уровню Запада и той кальки, которую там по большей части снимают. Нельзя отрицать того факта, что технологии производства там на много уровней выше, но это ли в кино главное? Главное в кино – смысл и те моральные ценности, которое оно несёт. И видя, какой кризис наблюдается сейчас на Западе в нравственном аспекте, то хочется Запад и «уровень» его послать куда подальше.

— Как поднять интерес широких масс к белорусскому кино? Почему наше кино не тиражировано?

— В этом случае ситуация действительно не самая утешительная. Новый белорусский фильм никто не ждёт в отличие от нового продукта того же Голливуда. Этим и объяснятся нежелание кинотеатров пускать в прокат наш фильм. Кому нужна неоккупаемая картина? Так, наши фильмы мы можем увидеть только по телевизору, да и то, сериалы. Получается в некотором роде замкнутый круг: чтобы поднять интерес к кино – нужно его тиражировать, но чтобы кино тиражировать – нужно поднять к нему интерес.

— Александр Васильевич, а есть у нас перспективные белорусские режиссёры?
— Есть.
— А можете назвать кого-то конкретного?
— Есть – недвусмысленно отвечает Александр Васильевич.

— Вам нравится смотреть свои фильмы? Какой ваш любимый?

— Я не большой фанат пересматривать свои картины, но каждый фильм делаю с душой и потому каждый люблю по-своему. Знаете, сняв порядком 20 фильмов, очень трудно выделить один любимый, но особо греют «Снайпер», «Дунечка», «Наш человек в Сан-Ремо».

 

— Беларус. Что ему интереснее? Наш театр или кино?

— Ну а вы как думаете? Что обывателю проще – взгромоздиться на диван и посмотреть фильм, или же сходить в театр, предварительно купив билеты?

— Театр киноактёра. В чём сейчас заключается ваше отличие от театров вообще и нужны ли такие площадки как ваши?

— От нашего театра на самом деле осталось лишь название. Изначально, такие театры создавались для того, чтобы известные на тот момент звёзды кино могли играть там. Подобные места в своё время были архипопулярными. Теперь же, наш театр превратился в обычный средний театр, где играют уже восходящие звёзды. Необязательно кино. Но, в любом случае, кроме нашего театра киноактёра остался лишь один в Москве, что тоже является поводом для гордости.

— Пряжко или Островский? Почему вы предпочитаете ставить больше классические пьесы? А что больше нравится людям?

— Почему предпочитаю классику? Классику все любят. На классических произведениях наш театр и стал популярен. Это сейчас, мы на спектаклях даже стулья выставляем, чтобы всем места хватило, а ещё в начале нулевых не всегда даже 10 человек приходило. Но и современные постановки у нас тоже ставятся, и спрос на них есть, вот, к примеру, «Забыть Герострата» — прекрасная  современная постановка, на неё уж и аншлаг.

— Лучшие белорусские молодые актёры.

— На счёт лучших ручаться не могу. Лучшие зачастую уезжают в Россию, но из тех, что у нас ещё есть можно выделить Артёма Давидовича, Арланову Валерию, Юру Баранова. Постановки с их участием всегда проходят на ура.

— «Листопад» — полезный фестиваль?

— Честно говоря, уж и не знаю, чем «Листопад» занимается. Но в плане реализации молодых режиссёров фестиваль никак не работает. Его победители не становятся известными людьми в своей сфере деятельности. С другой стороны, фестиваль является неплохой площадкой для единения центральноазистких стран, Прибалтики и стран Восточной Европы.

— Как считает, можно ли у нас подготовить настоящих режиссёров, актёров?

— Конечно. У нас достаточно хорошая база, чтобы готовить хороших актёров. Иначе не объяснишь тот факт, что наши пробиваются на российские экраны и подмостки, хотя там полно своих прекрасных выпускников «МХАТа» и «ГИТИСа».

Как оказывается, не всё в нашей культуре, в частности в театре и кино, рисуется в таких тёмных тонах. Белорусский театр, в любой, какой ни зайди – встретит тебя аншлагом, а белорусское кино очень часто находит своего зрителя за рубежом. За столь короткий срок существования самостоятельного белорусского театра и кино, этим сферам удалось стать качественными, общенародными и международными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *