«Шведский уникум»: ценнейшая марка мира в Беларуси

Главное Культура

Филателия — область коллекционирования, основным интересом которой являются марки, конверты, открытки, одним словом — знаки почтовой оплаты.
Как ни странно, марка, маленькая формальность, необходимая для отправки письма, порой может представлять собой огромную ценность. К примеру, самая первая бумажная марка под названием «Черный пенни», напечатанная в 1840 году в Великобритании, сейчас стоит от 10 до 200 долларов в зависимости от состояния, хотя абсолютный рекорд стоимости такой марки на аукционе — чуть больше 27 000 долларов. «Розовый цент», «Французский вермильон», «Красный синд» — список ценных марок можно продолжать очень и очень долго, но про одну из них я бы хотел рассказать. Эта особенная марка называется «Жёлтый трёхскиллинговик». Она оставила свой след в Беларуси.

«Жёлтый трёхскиллинговик» — результат ошибки  типографщиков. В 1855 году Швеция начала выпускать свои первые марки, и при печати марки стоимостью в три шиллинга рабочий забыл сменить цвета. Так марка, которая должна была быть сине-зеленой, стала ярко-оранжевой. Мелочь. Так подумал и один из работников типографии, который забрал лист бракованных марок домой.
Три десятилетия спустя внук рабочего, во время просмотра вещей своего деда, нашел лист марок, которым не придал особого значения. Половину листа он оторвал и подарил другу, а вторую оставил себе. Еще через тридцать лет уже взрослый мужчина продал этот лист испорченных марок коллекционеру и торговцу марками  Генриху Лихтенштейну за семь крон, что равняется всего 50 центам США в пересчете на сегодняшние деньги. С этого момента марки стали появляться на выставках, переходили из рук в руки, а стоимость их начала резко расти. И в конце концов лист из пяти марок попал в руки шведского миллионера, железнодорожного монополиста и заядлого филателиста Карла Стеннера, в коллекции которого и находилась  долгое время.

Тот самый «Жёлтый трёхскиллинговик»

Но все-таки, как шведская марка связана с Беларусью? Вторая половина листа попала в коллекцию белорусского дворянина Романа Скирмунта. Он очень ценил эти пять марок, потому что в его коллекции они были  главным экземпляром. Поэтому когда Роман Александрович получил письмо от Карла Стеннера, в котором швед написал, что хочет купить эти пять марок, белорусский коллекционер изрядно насторожился. Узнав про то, что за покупку Стеннер предлагает 45000 золотых рублей, что было в два раза выше рыночной цены, он даже обратился в полицию с просьбой проверить Карла Стеннера на «чистоту» мотивов.

Роман Александрович Скирмунт

Но, как ни странно его документы были в порядке, и он действительно ехал в Минск с целью покупки марок. Моментом, вызывавшим наибольшие сомнения Скирмунта, было требование Стеннера о присутствии на сделке нотариуса, корреспондентов и как можно большего количества людей. Свою просьбу он обосновал тем, что когда репортеры расскажут на весь мир о такой крупной сделке, торговые партнеры Стеннера лишь еще крепче проникнутся доверием к дельцу. Покупка прошла спокойно. Стеннер передал заранее проверенные на подлинность деньги Скирмунту, Скирмунт отдал свои пять марок Стеннеру. Но дальше произошло то, чего никто не ожидал: шведский предприниматель достал свои пять экземпляров, оторвал от них одну марку, осторожно положил ее в карман, чиркнул спичкой и сжег остальные девять. По толпе прокатились возмущенные крики, обвинявшие Стеннера в преступлении и обмане, на что бизнесмен ответил:

— Теперь, когда в мире осталась только одна такая марка, цена её выросла не менее чем в десять раз. Ничего личного — только бизнес.

Через сто лет «Жёлтый трёхскиллинговик» был продан с аукциона за два с половиной миллиона долларов

.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *