Буквально месяц назад в аэрокосмической индустрии произошёл настоящий прорыв. Всемирно известная компания SpaceX запустила первую частную сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, которую в будущем планируют использовать для доставки людей и грузов на Марс. В качестве полезной нагрузки использовался личный автомобиль создателя и исполнительного директора SpaceX Илона Маска — Tesla Roadster. Машина отправилась в долгий полёт в сторону красной планеты со скоростью свыше 70 тысяч км\ч. Этот спорткар может стать последним подобным автомобилем в истории.

Уже в первые дни, когда стало известно, что именно отправляется в полёт в сторону Марса, проект получил широкую огласку в СМИ и социальных сетях. Как говорил сам Илон Маск, идея отправки автомобиля в открытый космос — его шутка, потому что запускать спутник в качестве полезной нагрузки в тестовом полёте нельзя, а бетонный блок — скучно. Трансляция пуска ракеты на YouTube собрала почти два с половиной миллиона человек в прямом эфире. Они с волнением наблюдали за подготовкой к запуску Falcon Heavy и затаили дыхание, когда этот «проект будущего» отрывался от земли и набирал скорость для выхода на орбиту. Но это было только начало. Весь интернет буквально сошёл с ума, когда SpaceX удалось синхронно посадить две из трёх ракет-носителей (третья была потеряна над Атлантическим океаном) на Землю. Изготовление многоразовых ракет-носителей, устойчиво приземляющихся в любых условиях: от обычной площадки до баржи в открытом море — является своеобразной «фишкой» SpaceX. Момент с синхронной посадкой носителей разбирали на кадры, делали из него GIF-анимации, а весь проект FalconHeavy бурно обсуждают уже более месяца. Глядя на всё это, я подумал: » А почему бы не рассказать о SpaceX и чем она знаменита?».
История SpaceX началась в 2002 году, когда уже успешный предприниматель Илон Маск, сооснователь PayPal и генеральный директор «Tesla Motors», решил побороться с существующими агентствами за первенство в освоении космоса и «марсианской гонке». С самого начала работники SpaceX знали, что будут разрабатывать и производить только многоразовые ракеты-носители, споcобные возвращаться обратно на Землю и использоваться повторно. Почти 6 лет кропотливой работы, и в 2008 году SpaceX запускает (правда, со второй попытки) первую в мире частную ракету Falcon 1. Запуск настолько потряс научное сообщество, что уже в том же году SpaceX подписывает контракт о сотрудничестве с NASA. Со временем популярность организации только росла. В июле 2009 года компания вывела на орбиту частный спутник, а в мае 2012 первый частный космический корабль Dragon состыковался с Международной Космической Станцией. В апреле 2014 головная часть ракеты Falcon 9 впервые в истории космических полётов совершила автоматическое приводнение в Атлантический океан, а уже в январе 2015 SpaceX начала серию тестов по вертикальному приземлению ракеты на программно-управляемую баржу в океане. Все тестовые полёты заканчивались неудачей — то топлива не хватит на процедуру посадки, то не откроется одна из подставок ракеты. В апреле 2016 был совершён первый удачный опыт по приземлению ракеты на баржу. Совершить такую посадку очень сложно, потому что во время этого процесса необходимо координировать работу двигателей. И то, что она была совершена — очень большое достижение. В планах компании доставка израильского посадочного модуля на Луну, организация первого частного космического тура в 2018 году и доставка человека на Марс.

Отдельного упоминания достойны другие проекты компании. Один из них — Hyperloop, работа над которым ведётся с 2013 года. Суть проекта — создание принципиально нового вида транспорта, представляющего собой небольшие цилиндрические капсулы, перемещающиеся по тоннелям, в которых поддерживается очень малое давление воздуха (до 100 Па). Такими тоннелями планируется связать Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Путь в 561 километр будет занимать не более получаса. Основным принципом разработки Hyperloop является дешевизна и безопасность. Транспорт не будет подвержен авариям, а его эксплуатация обойдётся в 10 раз дешевле California High-Speed Rail — аналогичного государственного проекта. Несколько дней тому назад, 3 марта, Virgin Hyperloop One показала модель капсулы на выставке в Дубае. Они очень просторны и будут иметь 24 места для пассажиров, по 12 в каждом ряду.

Компания ведёт разработку межпланетарной транспортной системы. К 2024 году она планирует доставить первого человека на Марс. Илон Маск ранее рассказывал прессе о своих планах по терроформированию Марса, созданию там климата, максимально похожего на земной, с помощью бомбардировок его полюсов ядерными боеголовками. По словам Маска, человечество обречено, если оно останется жить на Земле, и поэтому людям нужно как можно скорее задуматься о колонизации других планет. Отправка человека на Марс будет стоить около 10 миллиардов долларов, однако Илон считает, что и 10 миллионов — это слишком много. Затраты нужно снижать любыми доступными методами. SpaceX планирует осуществить «марсианскую миссию» с помощью более чем тысячи кораблей MTKK ITS вместимостью в 200 человек и стоимостью доставки одной тонны груза не выше 140 тысяч долларов. Двигатели кораблей должны быть химическими, так как ни ионные, ни ядерные модели не подойдут.

Ещё один проект компании — создание глобального спутникового интернета. Хоть подобные системы уже и существуют (в качестве примера можно привести систему спутниковой телефонной связи Iridium, состоящей из 66 спутников и работающей на 100% поверхности земного шара), проект SpaceX обещает стать более дешёвым. Первые шаги в развитии системы были предприняты в конце февраля этого года, когда с помощью ракеты-носителя Falcon 9 был проведён запуск спутников Microsat 2a и Microsat 2b. Основным достижением SpaceX является снижение цен на запуск ракет: стоимость пуска ракеты-носителя Falcon 9 на данный момент составляет чуть более $56 миллионов долларов США, тогда как запуск ракеты Atlas 5 практически в четыре раза дороже.
Возможно, к амбициям учёных из SpaceX многие относятся скептически, но я искренне надеюсь, что однажды люди начнут осваивать другие планеты. Над этим уже работает группа из пяти тысяч математиков, инженеров и программистов, ведомая эксцентричным и стремящимся к модернизации всего окружающего мира Илоном Маском, заявившим в одном из интервью:»Я хочу умереть на Марсе».