Татуировка: способ самовыражения или дань моде?

Что-то модно, что-то потеряло свою популярность, а татуировка только начинает занимать лидирующее место в интересах молодежи. Именно сейчас, в 21 столетии, когда мир стремится к всеобщему равенству и отсутствию стереотипного мышления по расовой, половой или иной другой принадлежности, у людей появилась возможность само выражаться так, как им самим захочется, не боясь презрения или косых взглядов со стороны окружающих. И таким способом самоопределения и выражения индивидуальности стала татуировка. Но, как бы нам сильно не хотелось, у многих так и осталось стереотипное мышление о людях с тату.

Чтобы точно понять отношение людей разных возрастов к татуировкам, был проведен опрос. Молодежь, родившаяся уже во время суверенной Республики Беларусь, в большинстве своем относится к татуировкам положительно или нейтрально, а мнение о людях с ними не меняется или даже содействует положительному представлению о человеке. Например, некоторые ответили, что люди с тату ассоциируются со смелостью и открытостью. Но все же часть той же молодежи до 26 лет, по результатам опроса, относятся к татуировкам отрицательно и считают, что те, кто решил таким образом украсить свое тело, неформальные люди, которые не могут придумать, как еще выделиться, или ведут распущенный образ жизни.

Вторая группа – это люди, родившиеся при СССР, но которые провели сознательную часть своей жизни уже после его распада. Как показал опрос, тут тенденция ухудшается, так как большинство разделилось на отрицательно и нейтрально относящихся, для которых люди с тату асоциальны и агрессивны.

Среди третьей группы (люди, которые провели молодость в советское время) отрицательное отношение к татуировкам только увеличивается, и, по результатам опроса, большинство ассоциирует людей, имеющих тату, с маргиналами и бывшими заключенными.
Как показал опрос, статистика не радужна, у большинства людей прочно укоренена мысль, что характер человека напрямую зависит от его внешнего вида. Давайте же разберемся, почему так происходит и почему некоторые ассоциации так прочно укоренились в нашем сознании.

Для начала обратимся к истории, откуда и для чего взялись первые татуировки? Как было подтверждено различными раскопками, целенаправленное нанесение себе узоров с вкраплением в свежую рану различных измельченных инородных химических элементов, или, другими словами, нанесение татуировок, является первобытной формой искусства.

 

Первоначально татуировки служили не только украшением, но и знаком племени, рода, указывали социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялись определенной магической силой. Точную дату первого нанесенного на кожу рисунка до сих пор определить не удалось, но ученые находят вещественные источники, которым больше 60 тысяч лет.

 

История татуировки в Беларуси, несомненно, связана с российской. Начнем с того, что в последние годы дореволюционной России, татуировка переживала ренессанс, как и во всем мире. На популярность татуировки в те годы повлияли интенсивные отношения России с Японией, откуда «драконов» на себе привозила вся высшая аристократия. И, как своеобразный итог, в 1905 году появился первый письменный запрос на открытие тату-студии. Но татуировками увлекались не только верхние чины аристократии – с конца 19 века начинает формироваться, так называемое, «воровское общество» с собственным языком рисунков на теле.

После революции обе категории основных потребителей татуировки подвергаются гонениям, однако никаких документальных подтверждений дискриминации татуировки того времени не сохранилось. При том, что тату осуждалось и связываться с криминальным обществом, в период Второй Мировой войны и после, они обретают все большую популярность: их начинают делать все большее и большее количество людей. А уже в хрущевское время татуировки начинают мелькать в кино. Тату становится популярно в дворово-деревенских слоях, но эта популярность не идет ему на пользу: оно по-прежнему сильно связано с криминальным миром. Ситуация практически не меняется до 80-х, и татуировка продолжает оставаться уделом преимущественно заключенных, военных и моряков.
Татуировка приходит в субкультуру только в 80-х, а также с появлением цветных тату начинает охватывать более широкую аудиторию.

 

Но все же основным «потребителем» татуировок являлись заключенные, так как, начиная с 1960-х по 1990-е года, было около 25-30 миллионов татуированных людей с тюремным прошлым. Советская татуировка имела свои символы, по которым можно было узнать сроки заключения, характер преступления и даже какие-то личные черты этого человека.

 

И, как итог, в советское время татуировка лишена какого-то изящества, которое мы можем наблюдать сегодня, и в целом ее нельзя было назвать искусством: «портаки», «наколки» несут в себе множество разных целей и смыслов, кроме одного, первичного для татуировки, — украшать тело.
Тот факт, что татуировка в советское время не несет той эстетики и декоративности, связан скорее с той системой ценностей, заложенной на протяжении многих десятилетий, результаты которой мы до сих пор пытаемся преодолеть. Небольшой толчок к смене этих взглядов и представлений происходит с распадом СССР, и именно в это время появляются первые мастера тату с собственным стилем и особенным почерком. Именно эти люди начинают менять те стандартные представления о татуировке, добавлять утонченность и возвращать ей статус части современного искусства.

Сейчас татуировка «преображается», уже редко можно встретить те советские тюремные «наколки», ведь каждый может найти именно свою татуировку, характеризующую человека, о которой не будет жалеть и скрывать от окружающих. Но, как правильно заметил один из опрошенных, что во всем нужно знать меру и не пересекать ту черту, за которой татуировка перестает быть искусством и превращается во что-то, вызывающее отвращение и неприязнь.

Поделиться:
  •  
  • 4
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
    7
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *