Все те же лица, все те же места…

«Франциск Скорина родился 6 марта 1486 года…»- так начинается биография культурного деятеля эпохи Возрождения в учебнике по истории, который до сих пор пылится у меня на полке. Имя этого человека знает каждый школьник в Беларуси, ровно как и таблицу умножения, хотя есть и отличившиеся. При подготовке к цт я еще больше узнала о Франциске, где учился , что напечатал, какие книги были изданы и т.д. Но не было того неподдельного интереса, который заставил бы меня захотеть поближе познакомиться с этой личностью.

И вот наступает 5 апреля, день ,который в корне изменит мое отношение к Франциску Скорине. Симпатичный актер, футуристические декорации, цифры на табло, современные мотивы погрузят меня целиком и полностью в то время, когда творилась история. Только жаль, что многие этого не понимали.

Спектакль  показывает все несовершенство человечества и времени. Рождение писателя было и благословений, и в то же время проклятием для него самого, ведь изменить мир очень трудно, особенно, когда твое открытие опережает прогресс. Синтез юмора и драмы, слез и радости сочетает в себе история , поставленная режиссером, который точно прочувствовал переживания главного героя. Умнейший человек, который закончил Падуанский университет и Краковскую академию, должен был унижаться перед богатыми людьми, чтобы подарить миру  нечто совершенно новое и уникальное. Слышать нет несколько раз на дню не каждый сможет, но им двигала глобальная цель. Франциск Скорина был готов поступиться своими интересами и пожертвовать благополучием ради того, чтобы каждый человек мог читать Божье слово на простом языке. Все это напоминает мне Данко, пожертвовавшего своим сердцем, дабы осветить людям путь, но проблема в том, что они сами не хотели, ведь легче жить в темноте.

Такой долгий путь так и не закончился триумфом. В конце жизни писатель стал садовником. Он сдался, но никто из зрителей его точно не осудил, ведь пройти через такой земной ад сможет только очень сильный человек. Его книги сжигали, избивали до полусознания, поляки называли «русским шпионом», а те в свою очередь страдали такой же паранойей , только в обратную сторону. Нежелание развиваться и сделать мир лучше – проблема не только 14-16 веков, она существует по сей день и как же сложно живется гениям среди непонимания и непризнания.

На протяжении всего спектакля мы видим одинаковых актеров только в разных местах. Режиссер нам показывает, что есть определенные типы людей, которые повторяются и встречаются нам время от времени, оттого и создается эффект дежавю. Такое похожее непонимание попадается доктору , что в какой-то момент он  просто перестает удивляться. Нам часто внушают с самого детства, что мы уникальные и особенные, но очень часто мы просто повторяем поведение других, становимся копиями копий. Но есть такие,как Франциск Скорина, который пытается , борется, но толпа «похожих» просто уносит его с собой. Только спустя много лет после его смерти люди начали понимать, что он имел ввиду. Как печально, как же печально, что многие  люди считают себя самыми разумными на земле, но по итогу ничем не доказывают наличие высокого интеллекта. И как же больно, когда ты хочешь помочь , а встречаешь все те же лица, живешь во все тех же местах. Замкнутый круг никогда не кончается. Или все-таки нет?

Ревекка Ахраменко

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *