Сходства и различия белорусской и английской архитектуры с XVII века

Различия

В XVII–XVIII веках в Беларуси основу монументального зодчества и градостроительства составили монастырские ансамбли католических орденов, тем временем когда Англия пережила промышленный переворот. Англия начала превращаться в страну металлургических печей, фабрик, заводов, доков — индустриальных пейзажей и задымленных, засаленных городов. Архитектурный облик страны начали формировать не архитекторы, а рациональные инженеры.

Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима ( до 18 века). В Беларусь же палладианство приходит только в XIX веке, когда в 1830-е в Беларуси в строительстве дворцов и усадеб развивалась широкая типология зданий от роскошных дворцовых комплексов до небольших домов с портиком на фасаде и разнообразная стилистика — строгий стиль, ампир, палладианство.

Уже в 1800-1900 годы новые архитектурно-художественные взгляды, которые охватили Западную Европу, в Беларуси приобрели свою специфику. Переход от классицизма к новым направлениям в архитектуре был длительным и сложным. Для 1860—1890-х годов характерна эклектика с широким использованием историзма — подражанием историческим стилям прошлого. Готические формы, а иногда и конструкции, воплотились в проектах загородных усадеб, культовых построек: дворец в Косово, костёлы Троицкий Золотогорский в Минске, в деревнях Раубичи Минского района.

В эти же года архитектурный облик многих университетов Англии сформировала именно неоготика и поздний классицизм. (В Беларуси в 1933 году создан первый крупный проектный институт республиканского масштаба «Белгоспроект» Тем самым Беларусь опоздала на 50-70 лет) Но даже в самой Британии не все одобрительно восприняли такую архитектуру. Пылкий сторонник средневекового искусства, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин не одобрял неоготику в архитектуре. Его раздражали исторические стили XIX века как несамостоятельные, вульгарные, с присущей им хаотичной застройкой городов и сёл. Хрустальный дворец. В XIX в. Британская империя заняла первое место в мире по мощи торгово-экономического потенциала.

Восстановление, последовавшее после Второй мировой войны, во многом изменило английское искусство и зодчество. Преобладавшая строгость архитектурных черт говорила о том, что многие дизайнерские решения продиктованы стоимостью проектов; однако, появлялись и новые течения. Одним из таких движений был брутализм, с его поисками новых средств выразительности. Это, в частности, интерес к локальному цвету, пластичной броской «модернистской» форме, остро-выразительным фактурам. В подобном стиле построены, например, Hayward Gallery, Центр искусств Барбикан и здание Королевского Национального театра.

В ХХ веке Белорусская архитектура развивалась в общесоюзном русле. Это было время поиска новых форм, который сопровождался противоборством между старой творческой интеллигенцией и новой — пролетарской. Новая архитектура потеряла национальный колорит и развивалась как часть многонациональной советской архитектуры. В годы после Второй мировой войны архитектура Белоруссии развивалась в русле сталинского классицизма, позже в упрощенном стиле функционализма. 1944—1950-е годы были принципиально важными для развития градостроительства и архитектуры. Этот период связан с формированием комплекса разноуровневых проблем, идей и концепций, которые зависели от политических, социально-экономических, идейно-художественных и технических условий. В это время активно велось послевоенное восстановление городов и деревень.

Сходства

В конце XVIII века стиль барокко сменился классицизмом. Он был распространен и в Англии. Для его развития в Беларуси характерно объединение как западноевропейского, так и русского направлений с местными художественными традициями. Главную роль в формировании архитектурного облика белорусских городов сыграли Вильнюсская архитектурная школа, творчество русских архитекторов Н. Львова, В. Стасова, А. Мельникова, англичанина Дж. Кларка

Классицизм не был единственным архитектурным направлением Белоруссии первой половины XIX века. Наряду с ним развивается неоготика — архитектурный аналог эпохи сентиментализма и романтизма. Увлечение среднедневековым готическим стилем в Беларуси начинается на рубеже веков. Неоготика к 1830—1840 годам сосуществовала с классицизмом, применение она нашла в культовых сооружениях и английском пейзажно-парковом искусстве, загородных приусадебных комплексах Англия: Так возникла неоготика XIX века. В эпоху королевы Виктории Британская империя как в метрополии, так и в колониях провела массовую застройку в неоготичом стиле, официально поддержанном буржуазным правительством. Даже сооружение нового Парламента в столице, ставшее визитной карточкой Лондона и разошедшееся в тысячах листовок и изображений по всему миру, состоялось по канонам неоготики. Этот же стиль использовался архитекторами при постройке университетских корпусов Британии и Соединённых Штатов.

В 1910-е годы во всех регионах Беларуси распространился стиль модерн, который затрагивал преимущественно внешние атрибуты определенного стиля, что не влиял на общую объемно-пространственную структуру здания (творчество В. Вукалова, С. Гейдукевича, В. Коршикова, Ц. Кибарзина, М. Прозорова и других). Приверженцы модерна отрицали эклектизм и стилизацию. В Англии модернизм возник перед Первой мировой войной и пришёл из континентальной Европы. Это направление в искусстве вызвало значительный интерес для некоторых английских архитекторов. Приезд зарубежных архитекторов, таких как Мендельсон и Лубеткин, обосновал позиции современной архитектуры в Англии.

Постмодернистская английская архитектура была попыткой обогатить современную архитектуру. Стиль вошёл в моду в 1980-х годах, когда связанный с социальным государством модернизм устарел. В Беларуси также в начале 1990-х годов архитектура находилась под влиянием постмодернизма; распространилась пирамидальная или асимметричная планировка объемов, использование в конструкциях зданий общественного и жилищного назначения башенных форм, отсутствие чисто декоративной отделки фасадов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *