Музыкальная форма как способ визуализации лонгрида

Шупенька Дарья. 4 курс 3 группа (специальность веб-журналистика)

Современному зрителю или читателю гораздо приятнее смотреть и читать гармонично сконструированный материал, уравновешенную композицию, чем, утруждая себя, копаться в словесном и графическом стоке. Вершиной воссоединения объемного текста с визуализированными данными и аудио стал лонгрид, но далеко не всегда авторам больших материалов удается представить свои наработки в удобной для читателя форме.
В доказательство тому, что лонгриды еще долгое время будут жить в сфере медиа приведем выдержку из материала журналиста Марины Войтович: «Лонгриды жизнеспособны, – говорит автор 28 декабря 2016. – Лонгриды не умрут, потому что их нельзя конструировать за счет простейших форм воздействия, ими невозможно объесться до тошноты. Дизайн не умрет завтра, журналистика не умрет завтра. Желание сопереживать чьей-либо истории тоже не умрет завтра. Это именно те вещи, на которых стоит лонгрид, а значит, это лучший жанр для долгосрочных инвестиций в контент. … в лонгриде мультимедийное содержимое — не иллюстрация к тексту, а полноценная часть большого и важного материала, зачастую созданная специально для него». [1].

Музыка, как и текст, служит тому, чтобы автор мог донести читателю или слушателю некую идею, историю, случай, впечатление. Почему бы медиа не позаимствовать у такого красивого соседа форму? Мы решили рассмотреть накопленные столетьями формулы и формы музыкальных произведений в качестве способов, схем для визуализации лонгридов.
Правила музыкальной формы, ее структурную композицию, мы взяли в качестве универсальной формулы для удачной визуализации. «Там, где сильна теория музыки, — сильна и сама музыка», — говорит музыковед В.Н. Холопова. [5]. Композиционное совершенство было неотъемлемым идеалом «венских классиков», их тщательно проработанный музыкальный материал послужил фундаментом для разработки европейского учения о музыкальных формах. Само понятие «форма» имело уже в 18 веке давнюю, философскую традицию с категорией красоты Плотина, его «Метафизики красоты» (III в.): «Форма — значит соотношение частей и целого, форма — значит красота».


Музыкальная форма выражает содержание. Ее задача донести слушателям то, что хотел сказать автор и сделать это понятно, удобно для слушателя. Вся система музыкально-композиционных теорий учит достижению благозвучия, связности голосов, ритмической организации, т.е. их формообразованию, построению формы. В состав классических музыкальных форм входят простые и сложные (период, простая двухчастная, сложная трехчастная, рондо, вариации и т.д). При этом все классические музыкальные формы имеют шесть основных функций частей в изложении материала: 1) вступительная, 2) экспозиционная, 3) связующая, 4) серединная, 5) репризная, 6) заключительная.
1. Сложная трехчастная форма — самая симметрично уравновешенная из всех классических видов музыкальной композиции:
Вступление — Первая часть (изложение темы А) – эпизод со связкой к В — Вторая часть (обладает самостоятельной темой, может быть новый герой, новое мнение и т.д., может быть разработка темы А по деталям) — эпизод со связкой к репризе (к повтору первой темы) – Третья часть: реприза (возвращение первой темы и восстановление главной тональности) – Кода (Обобщение в коде осуществляется или на теме А или на теме В, или синтетически, на соединении тем А В)
Развитые связки могут быть в виде фотографий, видеороликов, картинок (графики), информационной графики, цитат с фотографиями и аудио.
2. Рондо, означает «круг», а представление о круге принадлежит к числу важнейших в человеческом мышлении. Главная тема носит название «рефрен», то есть «припев». Эта форма основана на чередовании неоднократно возвращающейся главной темы (рефрена) с различными эпизодами.
Пример: «Коммерсантъ» – День, когда началась война [4] Рефрен – почасовая хроника. Композиционная схема : ХА ХВ ХС XD XF X
Вступление задает общую «тональность»: 1 тема (фото+заголовок+звук), 2 тема (фото+ текст о буднем обычном дне в СССР+ вырезки из газет + аудио «Утомленное солнце»); 3 тема (фото + спокойствие наших границ + текст)
Хроника (начиная с вечера 21 июня — время, цитаты, портрет каждого цитируемого)
Фото взрыва + видео о 4 часах утра (утро войны, нападение)
Хроника до 9.30
Фото плачущих женщин + видео (о дне войны, солнечное воскресенье)
Хроника до 12.15
Фото + текст об оповещении о нападении + видео об оповещении
Хроника воспоминания об оповещении до 12.30
Фото военных действий + аудио «Война народная» + видеофрагмент
Хроника 13.15-16.30
Фото + видео (о военных действиях)
Хроника 18.30-23.50
Эпизод–связка (Полночь)
Кода в первой же «тональности» (вырезки из газет+2фото+звук)

3. Форма вариаций и вариационный метод развития — самые распространенные в музыкальном формообразовании. А – тема, дальнейшие А1 А2 А3 А4 – ее варианты, которые создаются с помощью орнаментирования (раскрашивания); форма темы выдерживается во всех вариациях, с допущением эпизодических расширений и коды; тональность (в нашем случае настроение) — единая.
Пример: СNN 50 states, 50 spots: Natural wonders. [2]. Каждая достопримечательность размещена в одинаковом формате (как первая), лишь с изменением текста и картинки.


4. Концентрическая форма, со схемами А В С В А. Ее красивая симметричная многоарочность на оси симметрии или в центре концентрической формы композиторы стремились расположить какое-нибудь необычное, поворотное в развитии сюжета событие.
5. Циклические формы
Пример: NYT – «Забытая Россия». [3]

Аналогию можно провести с «Картинками с выставки» М.П. Мусоргского – это цикл пьес. Выразительное вступление (фотография, заголовок, подзаголовок, текст и карта) – все работает на погружение в тему. Отдельные фрагменты — как бы пьески, каждая в своей тональности (в своем настроении).

В одних случаях использованы только фото и текст, видео вынесено на поля, в другом случае работают только видео и текст, в третьем — только текст без фото и видео.

Таким образом классические приемы, уже на протяжении веков используемые в музыкальной композиции, могут упростить задачу журналистам при визуализации больших мультимедийных историй. Известные теоретикам-музыковедам типизированные формы помогают сократить время журналистов на поиски структурного решения для лонгрида, создают ему простейший «контейнер» для дальнейшей визуализации.

___________
Список источников:
1. Марина Войтович Лонгрид о лонгридах. Длинная история, дочитанная до конца. Что нового я узнала о лонгридах за год работы с ними. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://texterra.ru/blog/longrid-o-longridakh.html
2. СNN 50 states, 50 spots: Natural wonders. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edition.cnn.com/interactive/2014/07/travel/50-states-natural-wonders
3. NYT – «Забытая Россия». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nytimes.com/newsgraphics/2013/10/13/russia
4. «Коммерсантъ» – День, когда началась война. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/projects/june22
5. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений : Учебное пособие. 2-еизд., испр. — / В. Н. Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 496 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *