«Если последние 10 лет вы не были в театре (и не собирались)…» — так называется материал на «CityDog» о современных спектаклях, которые рекомендуют к посещению. В этот неширокий список попала постановка «Бетон» под авторством Евгения Корняга. Попала и не смогла оставить равнодушными всех людей, которым удалось побывать в театре и увидеть, что происходило на сцене.
Так сложилось, что в этом году мне удалось побывать на многих спектаклях, в том числе и в стенах Республиканского театра белорусской драматургии, поэтому сейчас я могу точно сказать: «Бетон» — это, объективно, лучшее, что я видел.
Меня предупредили, что перед просмотром следует основательно ознакомиться с мифом «Орфей и Эвридика», чтобы минимально осознавать, что творится перед глазами. А происходит, действительно, многое: чего стоила только рекламная интеграция в начале!
Рекламой «MF» действо, само собой, не закончилось, а начались так называемые «игры разума», когда я пытался очень быстро сопоставить движения актеров с сюжетом мифа. Получалось не всегда, но если мне удавалось соотнести какие-то моменты, то мозаика складывалась воедино. У этой головоломки был один минус: автор, как сам признался в интервью для «Культпросвета», не до конца преследовал сюжетную линию истории об Орфее и Эвридике, оставляя зрителям большое поле для домысливания, поэтому концепция читалась не везде.
Хочется отметить невероятное звуковое сопровождение, которым композитор не просто подчеркнул какие-то действия, не просто что-то обозначил, а создал эффект полного погружения, за что его можно только хвалить. Фоновая музыка не только пугала, когда это было нужно, но даже заставляла пустить слезу.
Больше всего меня зацепило взаимодействие актеров и декораций, если так можно назвать ту серую стену с отверстиями. Серьезно, это было настолько органично и красиво, что не могло бы вызвать ничего, кроме восторга. Я, будучи близко знакомым со сценой, представляю, какая колоссальная работа была проделана для того, чтобы зритель увидел этот спектакль. Уж поверьте, далеко не каждый актер может красиво танцевать или обладает такими акробатическими навыками, которые, безусловно, необходимы для того, чтобы этот «бетон» заиграл по-настоящему яркими красками. Каждое движение, каждый шаг и даже каждый вдох актеров отработаны настолько, что постановке было не суждено провалиться.
Правда, как бы я ни нахваливал «Бетон», у него есть одна большая проблема: его длительность. При всех своих достоинствах, спектакль оказался достаточно затянутым – в конце я даже зевал.
В заключение скажу, что мне трудно представить что-то более необычное, интересное, а главное – умное, чем постановка Евгения Коряга. Цепляет с первых минут, хватается прямо за душу и не отпускает до самого конца. Что это было? Не знаю, но было очень красиво. Пришел бы я еще? Однозначно. Порекомендовал бы друзьям, родственникам? Уже. «Бетон» заслуживает внимания, заслуживает быть увиденным и услышанным, хоть там почти и нет слов…