Оставить след в истории – цель, желание, мечта, характерная многим людям. Но путь достижения цели у каждого свой. Можно делать что-то хорошее, помогать людям, сражаться за свои идеалы, а можно, долго не думая, совершить преступление. Например, сжечь храм.
Вторую дорогу выбирает герой постановки торговец Герострат. Потеряв всё, что у него было – дом, жену, самоуважение, он решается «бросить вызов богам» и сжечь храм Артемиды Эфесской. При этом зная, что за подобное преступление его ждёт смерть. Для чего нужна слава посмертно? Мне было не совсем понятно, что толку Герострату от памяти и славы, если сам он будет в могиле, если даже не сможет почувствовать лучи этой самой славы. Иногда возникала мысль о помутившемся рассудке Герострата, особенно во время его монологов, полных гордости за свой поступок.
«Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь!», – так говорит Герострат, представляя эту мысль как основу своей философии. Но такая позиция выставляет его в очень неблагоприятном свете. Да, Герострат умён, он разбирается в людях, ему удаётся добиться прославления своего имени, но его ум и проницательность не видят далеко. Сама его идея делать, что хочешь, говорит о неспособности Герострата посмотреть на мир с высоты, увидеть в нём сложную взаимосвязанную систему. Если каждый будет делать то, что ему заблагорассудится, не считаясь с законами, людьми и богами, мир превратится в полнейший хаос.
Один из ключевых персонажей пьесы – повелитель Эфеса Тиссаферн. Довольно странный и противоречивый человек, он почти всё время действия вёл себя по-ребячески, инфантильно, я бы сказала, но в определённые моменты как будто просыпался Тиссаферн-взрослый, и тогда становилось понятно, за что персидский царь назначил его сатрапом. Скорее всего, ребяческое поведение Тиссаферна вызвано умелым манипулированием его жены Клементины.
Больше всего мне запомнилось фраза Тиссаферна «когда говоришь, что думаешь, думай, что говоришь», адресованная архонту города Клеону. В ней слишком много смысла, и одна она показывает сатрапа Эфеса как проницательного и умного человека. Действительно, Клеон говорил то, что думал, не заботясь о последствиях его слов для самого себя. Для него идеалом была правда, и свои убеждения он переносил на других, забывая, что не каждый хочет видеть мир таким, какой он есть. А вот думать, что говоришь, взвешивать каждое сказанное слово – важное умение для политика, тем более, что доверять в высших политических кругах нельзя никому.
Но именно Клеон был единственным героем пьесы, который вызывал у меня искреннюю симпатию. Основной чертой его характера я бы назвала принципиальность. И честность. С каждой минутой спектакля росло моё уважение к этому персонажу. Причём, образ Клеона интересен и как образ человека, наделённого властью. Он один из тех людей, кто стремится к власти не ради неё самой, но ради служения народу, ради того, чтобы приносить пользу. Верность слову и убеждениям – вот, что является девизом Клеона.
Но таким людям сложно жить в мире, опутанном ложью, недомолвками и заговором. Во время сцены в суде, когда Клементина обвинила Клеона во лжи, а единственный свидетель его правоты – тюремщик, оказался мёртв, я сочувствовала архонту. «Обстоятельства оказались сильнее меня», – сказал тогда Клеон, и в этих словах я увидела стремление героя бороться с обстоятельствами, бросать им вызов. Это довольно дерзкая позиция, но в отношении Клеона вызов обстоятельствам и судьбе вызывает уважение, которое полностью отсутствует в отношении Герострата.
Люди, подобные архонту города Эфеса, встречаются и по сей день. Я бы сравнила их с мощными деревьями, например, с дубом. Он твёрдо стоит на своём месте, держась корнями за принципы и идеалы, и даже самым сильным ветрам его не сломить. Но если начнётся ураган, то дуб просто сломается, не выдержав давления обстоятельств.
Люди, подобные Герострату, так же встречаются и по сей день. Но они больше напоминают тонкие и гибкие деревья. Любой, даже не очень сильный ветер, сгибает их, но после они выпрямляются и снова стоят. И даже если начнётся ураган, такое дерево согнётся, а после выпрямиться, как ни в чём не бывало.
Трудно сказать, каким человеком быть лучше.
Фотографии театра-студии Киноактёра.