Эрнст Барлах и Кете Кольвиц. Великие художники и их произведения

Новости

И Эрнст Барлах (1870-1938), и Кете Кольвиц (1867-1945) были в мире искусства одиночками. Кете Кольвиц с самого начала поставила своё искусство на службу конкретным общественным идеалам и создала множество произведений социально-революционной направленности. Тема смерти в её работах остаётся близка человеку, она показывает взаимоотношения с потерей и болью. Её персонажи – пролетариат, те, кто остался на обочине прогресса, живёт в нищете и каждый день борется за выживание. Картины обвиняют мир, допускающий такую несправедливость.

«Новый человек», «новый мир», «новое время» — лейтмотивы, которые доминировали в литературе и искусстве на рубеже XIX и XX веков. Нужно было отыскать ценности и цели, но ни Эрнст, ни Кете не видели их в слепом следовании за прогрессом — «больше, быстрее, лучше». Их творчество с самого начала резко противоречило новой реальности, которая казалась художникам холодной, материалистичной.

Эрнста Барлаха можно назвать мистиком модернизма. Он не стремился к реалистичному отображению действительности. Его образы имеют мало индивидуальных черт. Критика современного ему материализма занимает в работах важное место. Если для Кольвиц типично изображение реальных границ бытия, то фигуры Эрнста Барлаха показывают стремление попасть за эти границы. Для них задача искусства – гуманистическое осмысление и изменение мира. Их работы и по сей день задают актуальные, жизненно важные для людей вопросы, они понятны людям на улицах всего мира.

Барлах и Кольвиц часто приезжали в Россию в начале XX века. У Барлаха впечатления от путешествия вылилось в сотни эскизов крестьян, нищих, радостных и грустных персонажей. Для него важнее была не социальная революция, а духовные ориентиры и аспекты. В Украине, пробыв там 2 месяца, он пишет дневник, в котором описывает утопический мир, где люди общаются друг с другом по-человечески, где сравнивает природу и техногенную цивилизацию, то есть Советский Союз с колхозами и Германию с техническим прорывом. Через несколько месяцев после этой поездки появились две сидящие на корточках фигуры русских нищих, принесшие ему известность в берлинских художественных кругах. Во времена нацистской диктатуры работы Барлаха были названы «большевистскими» и запрещены как «дегенеративное искусство».

Фото из afisha.tut.by

«Таковы все мы, люди, — все нищие и сложные персонажи. Потому я и хотел изобразить то, что видел». «Россия опьянила меня», — писала Кете после возвращения из путешествия по России 1927 года.  Именно близость к Советскому Союзу и солидарность с ним вызвали в 1933 году недовольство национал-социалистического правительства Германии, запретившего ей заниматься живописью.

Важнейшей заслугой двух немецких художников стала борьба за мир, а их произведения – напоминанием и предостережением, и сегодня оба художника являются неотъемлемой частью немецкого искусства XX века.

Скульптуры Барлаха большого размера и своеобразной композиции, например, «Парящий ангел» — олицетворение страданий матерей, потерявших детей во время Первой мировой войны.

Автор: Никита Юшкевич



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *